Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
прикорм для грудничка. почему рекомендации воз и отечественных педиатров разные?

Прикорм для грудничка. Почему рекомендации ВОЗ и отечественных педиатров разные?

Вопросы прикорма являются одной из самых популярных тем не только у родителей, но и у оте-чественных и зарубежных педиатров, диетологов и всех специалистов, занятых вопросами детского питания. 

Откуда берутся рекомендации 

Вопросы прикорма являются одной из самых популярных тем не только у родителей, но и у отечественных и зарубежных педиатров, диетологов и всех специалистов, занятых вопросами детского питания. 
С одной стороны, существуют мировые рекомендации ВОЗ, обоснованные глобально проведенными исследованиями, причем эта организация разрабатывает их с учетом адаптации под конкретные регионы, в том числе и страны бывшего Советского Союза. 

На 54-й (2001 г.) и 55-й (2002 г.) сессиях Всемирной Ассамблеи здравоохранения были приняты резолюции для всех членов ВОЗ, называемые "Питание детей грудного и раннего возраста». В данных руководствах пункт 4 гласит: имеется "необходимость укреплять мероприятия и разрабатывать новые подходы в целях защиты, пропаганды и поддержки практики исключительно грудного вскармливания в течение шести месяцев... обеспечивать безопасное и соответствующее прикармливание с продолжением грудного вскармливания до двух или более лет". 
С другой стороны, для работы педиатра существуют национальные рекомендации. По грудному вскармливанию и прикормам педиатры в настоящее время работают по двум документам — методическим указаниям 
"Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни" МЗ РФ № 225 от декабря 1999 г. и по пособию для врачей МЗ РФ от 2003 г. "Практика охраны, поддержки и поощрения грудного вскармливания в детских амбулаторно-профилактических учреждениях". Кроме того, в каждом конкретном регионе существуют различные методические разработки, вводимые кафедрами педиатрии ведущих отечественных вузов. 

А в обобщение всего опыта существует "Национальная программа питания детей раннего возраста", также разрабатывающая рекомендации по питанию и введению прикормов малышам. 

Кроме того, что сильно разнятся сроки начала прикорма, во многом отличаются и рекомендации по продуктам, которые предлагаются в качестве первых прикормов. Более того, отечественная школа до сих пор еще выдвигает позицию о том, что соки и фруктовые пюре не являются основными продуктами прикорма, а являются якобы обучающими прикормами, подготавливающими пищеварение к принятию пищи, отличной от молока или смеси. 

При анализе восьми руководств и пособий для практикующих педиатров, выпущенных с 2007 по 2011 год, только руководство "Основы поликлинической педиатрии" под ред. А.А.Джумагазиева адекватно подходит к введению прикорма, учитывая основные современные тенденции и опираясь на рекомендации ВОЗ. Все остальные руководства предлагают немодифицированные под современные условия и рекомендации ВОЗ схемы. 

Противоречия... 

Среди врачей и родителей, активно интересующихся питанием детей, часто возникают противоречия во времени введения и продуктах, с которых нужно начинать прикорм. Хотя многие отечественные руководства и гласят: "Рекомендуйте маме... вводить прикорм не ранее 6-месячного возраста..." и "Грудное молоко в течение всего периода введения прикорма должно оставаться главным видом пищи, потребляемой грудным ребенком и обеспечивать половину или одну треть суммарного потребления энергии", наши доктора упорно рекомендуют начинать прикормы уже в 4-5 месяцев и полностью заменять блюдами прикорма одно или несколько кормлений грудью, что в итоге может привести к подавлению лактации. 
Варьируют и сроки назначения отдельных видов прикорма: так до сих пор среди родителей упорно живет схема, стартующая с кисломолочных продуктов, совершенно не оправданная с современной точки зрения и приводящая к развитию проблем в здоровье (нарушения пищеварения, анемии). 

При назначении прикорма необходимо учитывать массу факторов, вплоть до социально-экономического положения семьи, и рекомендовать прикорм индивидуально, все силы направляя на продолжение грудного вскармливания. В наших, отечественных рекомендациях нет возможности варьировать, есть четко регламентированные сроки ведения и продукты прикорма. 

Только к концу 2000-х годов появились предпосылки в изменении ситуации к лучшему. Так в 
"Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации" появилось заявление, что в "России за последние 10 лет, назрела необходимость в изменении рекомендаций по питанию детей грудного возраста". Не может не радовать и тот факт, что специалистами указано: "В настоящее время питание детей первого года жизни в РФ во многих случаях является неадекватным и характеризуется недостаточной распространенностью грудного вскармливания, ранним введением в питание неадаптированных молочных смесей, неоптимальными сроками назначения и ассортиментом продуктов прикорма...". 

Однако открывая 
схему прикорма по Нацпрограмме, мы наблюдаем мало изменений — сроки прикорма с 4 месяцев, а конкретно по продуктам — соки и фруктовые пюре с 4-6 месяцев, мясо с 4-6 месяцев, творог с 5,5 месяца, рыба с 8 месяцев, что совершенно противоречит современным данным об оптимальном введении продуктов прикорма. 

Почему различаются сроки? 

Возникает логичный вопрос: почему у наших педиатров фигурирует возраст 4-6 месяцев, а у американцев или европейцев, например, 6-8 месяцев? Традиция? 

В России грудное вскармливание было распространено мало вплоть до середины 90-х годов. До конца 80-х мамы были вынуждены выходить на работу, когда крохе было 3-6-12 месяцев. Детей сдавали в ясли, где их кормили молочными продуктами из бутылок — чаще всего это были кефир, коровье молоко и манная каша. Эти продукты далеки от идеала. И чтобы хоть как-то покрыть недостатки минеральных веществ, витаминов и многих нутриентов, добавляли ранние прикормы — соки с месяца, фрукты с 2-3 месяцев, яйцо, творог. Это частично балансировало питание, хотя проблем хватало. 

Эти устои бытовали настолько долго, что выросло минимум два поколения детей, а с ними — и большое поколение докторов, до сих пор работающих в практическом здравоохранении. Они действуют по старинке, по этим же схемам. 

Кроме того, большинство учебных пособий годами не редактируется. И схемы питания кочуют из одного издания в другое без корректировки. Схема, на которую опираются многие педиатры сейчас, в редакции 1999 года, уже морально устарела и не выдерживает критики, но на местах врачам не предложено более адекватной схемы. Не все участковые врачи занимаются самообразованием и пользуются Интернетом. 

Кроме того, предыдущие поколения детей в большей части были искусственниками, грудью кормило ничтожно мало женщин. Рекомендации тех времен по режимным кормлениям, ограничению времени сосания и т.п. никак не способствовали нормальному грудному кормлению. И поэтому врачи еще мало знают об особенностях грудного вскармливания, 40-часовой курс ВОЗ по грудному вскармливанию посещали не все специалисты на местах, особенно в отдаленных районах, где нет возможности заменить специалиста, пока он будет отсутствовать на обучении. Отсюда возникает такая практика. 

Что сделано для ГВ? 

На сегодня благодаря средствам массовой информации, общественным организациям по поддержке кормящих (как, например, МОО АКЕВ, Ла Лече Лиг), родительским центрам и многим докторам, детально занимающимся вопросами грудного вскармливания, ГВ стало нормальной (а не уникальной) практикой. Существенно изменен подход к грудному вскармливанию и в руководствах по питанию для практикующих врачей. Однако вопрос ГВ, особенно, как рекомендует ВОЗ, до 2 лет и далее, тесно связан с оптимальной схемой введения прикорма. Очень часто из-за несвоевременного или нерационального прикорма возникают трудности с ГВ и даже его прекращение досрочно. 

Национальная программа очень обстоятельно и подробно описала питание беременной и кормящей матери, много уделено внимания вопросам организации и проблемам естественного вскармливания. Однако вопрос прикормов все равно остается в ней дискутабельным. 

Конечно, в Национальной программе есть рекомендации "стремиться к проведению в течение первых 4–6 месяцев жизни исключительно грудного вскармливания, то есть не давать здоровым новорожденным детям никакой пищи, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями"... 

Но вот введение прикорма здоровым малышам в 4 месяца (а это разрешено исходя из документа) и в 6 месяцев — это совершенно разные вещи. Разница в два месяца может стать для многих детей причиной проблем в здоровье. Поэтому хотелось бы услышать более конкретных рекомендаций, приближенных к рекомендациям ВОЗ: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев". В "Руководстве по питанию детей раннего возраста" ВОЗ указывается, что навыки питания более густой, чем грудное молоко, пищей появляются примерно к 5-7 месяцам, и ранее этого срока малыш просто не может кушать что-либо другое кроме груди. 

Далее текст становится более интересным. С одной стороны, Нацпрограмма пишет, что "детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6 месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста". И предлагает, по ВОЗ: "в этом случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства ...". Но далее опять же следует отступление: "Проведенные научные исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма, — 4 месяца..." Хотя ВОЗ предлагает возраст в 4 месяца только для детей, имеющих проблемы в здоровье и только в крайних случаях. 

Дальнейший текст не объясняет, на основании каких конкретно критериев здоровому ребенку нужно вводить прикорм именно в 4, 5 или в 6 месяцев. Дается обтекаемая фраза: "Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть его готовности к восприятию новой пищи....". 
Положительными моментами в Нацпрограмме можно назвать рекомендацию прикладывать ребенка к груди после кормления блюдами прикорма и отсутствие четких установок на строго заданные объемы вводимой пищи. 

А что для искусственников? 

А вот в сторону искусственников сделан существенный шаг, исходя из данных Нацпрограммы: "Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком. Поэтому схема введения прикорма может быть единой...", что не может не радовать. Смеси сами по себе достаточно сильная нагрузка на пищеварение ребенка, какими бы высоко адаптированным они не были. А если в раннем возрасте начать нагружать незрелое пищеварение и иммунную систему продуктами прикорма, тогда очень велики риски срывов. 

Педиатрический? Педагогический? 

Современные родительские журналы и Интернет наполнены информацией о якобы существующих принципиально разных схемах прикорма — педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом. Однако нет в современной медицине, в педиатрии и диетологии в частности, понятия "педагогический прикорм". Этот термин появился в конце 90-х в одном из родительских центров, который обучал уходу за детьми и налаживанию грудного вскармливания. Педагогический прикорм противопоставлялся привычному, с точными дозировками специально приготовленной еды: малыша предлагалось прикармливать с маминой тарелки, поначалу маленькими кусочками, обучая при этом поведению за семейным столом и прививая представления о ценности еды. 

Однако кормление ребенка не специально приготовленной для него едой — вовсе не новость и не изобретение. ВОЗ в тексте своего руководства пишет: "Когда продукты специально приготавливаются для удовлетворения особых пищевых или физиологических потребностей грудного ребенка, их называют продуктами для прикорма, и они могут представлять собой либо пищу переходного периода, либо адаптированную семейную пищу...", что, собственно, и практикуется в педиатрическом прикорме. 

Так что педприкорм как таковой — это всего лишь обычный прикорм, только малыми дозами (микродозы), затем кусочками, без попытки дать малышу какую-то определенную норму "рекомендованного" продукта. Такая практика кормления детей, переходящих на взрослый стол, была во все времена, просто во второй половине XX века в связи с широким распространением ИВ появились новые задачи. Надо было точно рассчитать количество смеси, необходимой ребенку, а для этого и количество прикорма должно было быть известного качества (калорийности) и объема. Отсюда и точные нормы в граммах. 

На ГВ, когда есть возможность кормить по требованию, расчет прикорма в граммах утрачивает актуальность. Малыш съедает прикорма по аппетиту и желанию. А потом получает недостающий объем питания и калорий из грудного молока. Поэтому и нормы в граммах дают на сегодня как бы усредненную цифру, отражающую скорее, сколько допустимо есть в идеале, чтоб родители не давали больше положенного физиологически и не вызывали перекорма. 

Суть прикорма — это не накормить ребенка "от пуза", а познакомить его с новыми продуктами, расширить его рацион, дополнить недостающими элементами возрастающие потребности. ВОЗ пишет: "Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью... Цель прикорма — обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев...". 

Однако в отечественной педиатрической школе до сих пор устойчиво циркулируют данные о том, что прикорм должен заменять одно или нескольких грудных кормлений практически с самого начала его введения. 
Отсюда же становится ясным вопрос, почему ВОЗ не дает раскладку по количеству прикорма, а в национальных рекомендациях она присутствует. ВОЗ предлагает родителям самим решить, каким способом им будет удобнее кормить ребенка, подходит семейное питание под потребности малыша или нет. Если питание родителей далеко от принципов рационального, тогда оптимальным будет готовить ребенку специально или использовать консервированные продукты. 

А как быть детям с отклонениями в состоянии здоровья? 

Прикорм для малышей с проблемами в здоровье должен, по мнению ВОЗ, решаться индивидуально — сроки там варьируют. И все-таки ВОЗ склоняется к тому, что в большинстве случаев лучше вводить прикорм позже, приближаясь к срокам для здоровых детей. Отечественная школа в последнее время тоже резко пересмотрела свои позиции по отношению к введению прикорма детям с отклонениями в здоровье, тогда как ранее практиковалось раннее введение сока, творога, желтка, мяса. 
Более раннее введение продуктов прикорма оправдано при недостаточных прибавках, если недостаток веса не устраняется никакими способами или нет возможности полноценно кормить грудью до полугода. Тогда рекомендуются введение энергоемких продуктов прикорма — каш. 

Автор: Алёна Парецкаяhttp://www.belmama.ru/text1/?text1=1567

ФОТО

 

Добавить в закладки

Похожие статьи

Андрей
14.09.2017
ДРОБНОЕ ПИТАНИЕ – КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Модератор
13.09.2017
Волшебный праздник День Рождения
Вера Владимировна
09.09.2017
Подготовка к родам и материнству.
Модератор
07.09.2017
Ребенка обижают в школе: что делать родителям
Администратор
02.09.2017
Конкурс завершен! Поздравляем победителей!
Администратор
22.08.2017
Тайм-менеджмент для молодой мамы: как правильно расставить приоритеты и успеть все
Андрей
16.08.2017
Актуальность тренировок для молодых мамочек.
Администратор
15.08.2017
Как развивать ребенка в год
Андрей
09.08.2017
К слову о мотивации нашей физической активности.
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.