Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
научное доказательство необходимости любви у ребенка. опыт харлоу

Научное доказательство необходимости любви у ребенка. Опыт Харлоу

Профессиональные психологи, как и широкая публика, долгое время были убеждены, что любовь невозможно исследовать научными методами, тем более экспериментальными. 

Однако, понимая, что любовь имеет определяющее значе ения для личности, исследователи делают амбициозные попытки в исследовании этого феномена.

Многие ученые соглашаются с Фрейдом в том, что эмоциональный опыт в раннем детстве существенно влияет на взрослую жизнь, особенно отношения ребенка с матерью - главным человеком в жизни ребенка. 

Эмоциональный связь с матерью определяет развитие способности любить других и развивать отношения с людьми. 

Ход размышлений психологов приводил их к определенным выводам и имел примерно такую логику - Все поведение человека связано с основными потребностями (голод, жажда, стремление избежать боли), поэтому мать является главным действующим лицом первых лет жизни, поскольку именно она удовлетворяет основные потребности малыша, в частности, кормит его, и именно это и определяет прочность эмоциональной связи ребенка с матерью, поэтому ребенок начинает любить ее.
 
Такое объяснение представляется согласованным с опытом. 
Феномен любви выглядит в таком объяснении другоряд ним сравнению с основными инстинктами или жизненно важными потребностями крайней мере так думали психологи до тех пор, пока Гарри Харлоу (1905-1981) не провел свое экспериментальное исследование природы любо е По его гипотезе, любовь и эмоциональные привязанности относятся к основным потребностям и имеют такое же сильное значение, как биологические потребности (голод, жажда или ухода болия болю).

Чтобы доказать эту гипотезу и исследовать, как формируется любовь между матерью и ребенком, надо было бы создать условия, когда потребности ребенка удовлетворяет не только одна мать, а разные матери - различные потребности могут обеспечить, чтобы уровень удовлетворения потребностей \"матерями\" был разным по различным потребностей новорожденного ребенка и таким образом определить уровень любви (эмоциональной связи с матерью).
Поэтому понятно, что по этическим соображениям такое исследование невозможно. 

Однако Харлоу выбрал для своего эксперимента не детей, а макак-резусов Он имел достаточно большой опыт работы с этими животными, считал, что забота матери о маленьких макак в своих основных элементах схожа с проявлениями человеческого отношения к Маленьких детей, поскольку макаки, так же как и люди, заботятся о новорожденных, занимают, голубят их, поддерживают тесную телесный контакт.

Харлоу был наблюдательным исследователем. С начала внимательно относился к подготовке эксперимента, пытался создать соответствующие условия для исследования. Чтобы лучше контролировать условия, он решил, что исследователи ики сами заботиться о обезьянок вместо матерей Харлоу удалил матерей, поскольку они выступали дополнительной неконтролируемой переменной и нарушали процесс обучения навыкам, которые исследователь намеревался подкреплять (как положительно, так и отрицательно): мать нарушала чистоту эксперимента, она сама учила детей определенным навыкам, поощряя или наказывая их за конкретное поведение, была для малышей образцам м для подражания.
К своему удивлению, ученый увидел, что разлука детей с матерями имела весьма негативные последствия (некоторые животные умерли, другие были напуганы, отказывались играть, учиться и т.д.).

В лаборатории Харлоу маленькие макаки находились с самого рождения в хороших условиях: сотрудники лаборатории обеспечивали им надлежащий уход, регулярное и сбалансированное питание. Поэтому сравнению с животными в естественных условиях лабораторные \"малыши\" были даже лучше ухожены, чем этого смогли достичь их настоящие матері.

Харлоу отметил, что маленькие обезьянки особенно эмоционально реагировали на хлопчатобумажные коврики, которыми были устлан пол в вольерах Обезьянки прижимались к этим ковриков и были очень недовольны, когда их за абиралы во время уборки Харлоу заметил, что такая \"привязанность\" к хлопкового коврика появлялась уже в первые дни жизни и в дальнейшем усиливаласьсь.

Исследователь писал, что \"ребенок, то человеческая, или обезьянья, для того, чтобы выжить, должен хвататься не только за соломинку, но и еще за что-то\" Если обезьяны были в клетке без ковриков, они плохо развивались, хотя уход и кормление были теми же. Когда в клетку клали мягкий коврик, животное успокаивалось, выглядело более здоровой и довольной.
Харлоу пришел к мысли, что, очевидно, кроме биологических (основные их) потребностей, кроме голода и жажды, существует потребность в \"почему-то теплом и успокаивающем\", в контакте с этим \"теплым и успокаивающим\".
Эти наблюдения легли в основу экспериментов Харлоу с различными \"экспе риментально мамамиами".

Харлоу изготовил для исследования двух суррогатных \"матерей\".
Одну - из гладкого дерева, покрытого мягкой резиной и теплой пушистой тканью. В \"грудной\" части \"матери\" было вмонтировано соску, из которой подходило молоко, а также электролампу для подогрева. Вторую суррогатную \"мать\" было сделано из проволочной сетки, она имела такую же форму, что и мягкая, в том числе и соску с молоком, поэтому детеныш так же имело возможность прижаться к ней и погреться. Обе \"матери\" были похожи, почти идентичны, однако \"мягкая\" позволяла получить более комфортные чувства при контакте \"Матерей\" поместили в маленькие отдельные секции и присоединяли к клетке с детенышами на время кормления. Восемь малышей-макак были распределены случайным образом на две группы, которые кормились в различных \"матерей\" (одни - в теплой мягкой, вторые - в д ротянои). Через некоторое время обезьянки получили доступ к обоим матерей. Исследователи наблюдали за тем, сколько времени и с какой \"матерью\" проводят малышь малюки.


Эпизод 1 
Встреча с угрожающим объектом.

Харлоу запланировал проверить, как поведут себя малыши, когда встречаться с определенными угрожающими объектами. Как знает большинство из нас по своему опыту, когда ребенок чего-то испугается, она бежит к своей маме (или в какой-то близкой лица), чтобы найти утешение и успокоение. Харлоу помещал в клетку различные объекты, которые вызвали у малышей страх (например, игрушечного мишки размером с обезьянку, который шел и бил в барабанан).

Эпизод 2
Тест открытого поля

Маленькую обезьянку оставляли в небольшой незнакомой комнате, в которой были различные предметы (хлопчатобумажные одеяла, маленькие деревянные брусочки, контейнеры с крышками и скомканную бумагу).
Эти вещи в обычных условиях нравятся малышам и они с удовольствием играют ними и используют в своих играх. Поведение детенышей изучали в трех ситуациях-с обоими \"мамами\" и совсем без \"мамы\". Целью этого экспериментального эпизода было изучить, как в присутствии \"матерей\" или без них малыши адаптируются к неожиданной для них ситуации.

Оказалось, что обезьянки предпочитали мягкой \"матери\", что вполне естественно в той группе, которая питалась у нее, однако даже те, кто получал молоко от проволочной \"мамы\", выбирали мягкую. Итак, для малышков не имело значения, какая именно \"мама\" питает. С мягкой \"мамой\" детеныши проводили в 10 раз больше времени, и даже те, которых кормила \"проволочная\": они быстро ели и спешно направлялись к мягкой \"матери і".

За период, когда животные находились в контакте только с одной \"матерью\", показатели лучшей адаптации были у детенышей мягкой. Обе группы получали такой же уход и кормление, однако у воспитанников провочной \"мамы\" чаще случались кишечные расстройства и хуже усваивалось молоко. Поэтому детеныши мягкой \"мамы\", судя по всему, чувствовали комфортно, а другие испытывали психологического стресса. Когда макаки считали, что им что-то угрожает, то сразу побежали к мягкой \"мамы\" для защиты. Интересно, что когда обезьянки взрослели, то реакция поиска защиты в мягкой \"мамы\" еще более усиливалась.

Когда обезьянки попадали в новой комнаты с мягкой \"мамой\", они бросались к ней, занимали и гладили ее, а успокоившись, начинали интересоваться другими объектами в комнате. Совершив свои исследовательские \"походы\", возвращались к \"матери\" и снова, набравшись спокойствия и уверенности, отправлялись исследовать новый, полный волнующих впечатлений мир.
Когда детеныши были в новой комнате с проволочной \"мамой\", то их реакции были совершенно другими. Обезьянки плакали, боялись, замирали от страха, сосали пальцы, бегали по комнате с криком и плачем, бросались от одного предмета к другому. Поведин ка всех животных была одинаковой независимо от того, в которой \"матери\" они воспитывались до этого есть только мягкая \"мать\" обеспечивала хорошие условия для развертывания исследовательской деятельностиності.

Эпизод 3 Когда обезьянки выросли и перешли на твердую пищу (в возрасте 5-6 месяцев), их отделили от \"матери\" на различные периоды времени Через 30 дней поместили в ситуацию открытого поля и дали возможность встретиться с мягкой \"мамой\" По поведению было заметно, что обезьянки переживали необычайное волнение: они бросались к \"маме\", обнимали ее, терлись мордочкой, играли с ней, кусали т.д. Поэтому было понятно, что й м не хотелось исследовать что-то новое, они стремились провести больше времени в комфорте, а желание исследовать уступило стремлению побыть в комфортном контакте Эксперимент был коротким (эпизод длился три минуты) и, возможно, через некоторое время детеныши отправились в исследовательскую вылазкуазку.

Эпизод 4 Харлоу создал таких суррогатных \"матерей\", которые отталкивали своих обезьянок время от времени Одни \"мамы\" отвергали детеныш сильной струей воздуха, другие выпускали острые шипы, и обезьянка была вынуждена в отойти Однако когда \"мать\" переставала \"быть плохим\" (прекращала выпускать воздух, прятала шипы), детеныш возвращалось и тесно прижималось к нееї.

В результате исследования был сделан вывод, что обезьянки, которые общались с мягкой \"матерью\", адаптированные лучше, менее испуганные, по сравнению с детьми проволочной \"мамы\", однако, когда они повзрослели и, то испытывали трудности в установлении отношений со своими сверстниками и в реализации нормальной половой активности \"Участники\" исследований были плохими родителями для своего потомства, несмотря на то, что Харлоу пытался провести для них определенную \"психотерапию\" и сажал их в клетку с обычными обезьянами.

Значение исследования Харлоу Ученый получил весьма неожиданные результаты
Он показал, что способность матери кормить ребенка не является определяющим фактором связи с ней, значительно больше весила способность матер ре создать условия \"комфортного контакта\" (по терминологии Харлоу) По мнению исследователя, \"главная функция уходу за ребенком, как фактора привязанности, заключается в том, чтобы обеспечить частый и тесный к онтакт с матерью Конечно, человек живет не одним молокомком".

Харлоу считал, что его эксперимент следует учесть при определении практических подходов к воспитанию
Он отмечал, что сначала женщины имеют выкормить своего ребенка, а потом уже могут работать на общество в Ученый обращал внимание, что, очевидно, и для маленького ребенка имеет принципиальное значение \"комфортный контакт\", так и отец ребенка может участвовать в процессе ухода за малышом Для 1958 г. этот взгляд был достаточно новым, это был какой-то мере вызов представлениям того временичасу.

Исследования психологов о развитии привязанности маленьких детей к своей матери тоже подтвердили выводы Харлоу: малыши любят своих матерей и более связанные с ними тогда, когда матери проявляют люб бов и заботу, независимо от того, они удовлетворяют биологические потребности ребенка Эта связь с матерью тесный тогда, когда больше непосредственного физического контакта \"тело к телу\" У людей такой свя связь развивается медленнее и с сформированным через 6 месяцев после рождения (у маленьких обезьянок это происходит в первые несколько дней) Этот процесс является сложным, и не у всех детей возникает тесная эмоций йний связь с матерью В целом лишь у 70% детей до одного года формируется привязанность к взрослой человекдини.

Критика исследования Гарри Харлоу была достаточно резкой
Прежде всего, она касалась этической стороны исследования: насколько оправданы страдания маленьких детенышей макак-резусов, не является потенциальная небе езпека для них весьма значительной Следует, конечно, согласиться, что этические аргументы нельзя игнорировать, однако полученные Харлоу данные чрезвычайно ценны и они повлияли на важные аспекты практики воспитанияня.

Исследования Харлоу определило проблему, что на самом деле следует понимать под заботой Так или иначе, в силу разных причин, значительное количество детей попадает в детские учреждения, так как имеют физические недостатки и или их родители не способны ими заниматься Под влиянием исследования Харлоу начали меняться подходы к воспитанию, ведь он доказал, что удовольствие только биологических потребностей детей недостаточно для их ого развития, детям нужен физический контакт с другим человеком В условиях детского учреждения любого типа дети должны получать надлежащий уход, однако он заключается не только в удовлетворении биологических по треб: для детей должны быть созданы условия \"комфортного контакта\" их надо брать на руки, ласкать, как можно больше и чаще Детям также важно видеть друг друга и физически контактировать друг с одни м Хотя полной мере такие условия не смогут заменить родительскую заботу и любовь, однако они все же значительно лучше, чем ограниченный уход и попечительства только биологическими потребностями младенцевдитини.

В исследовании Харлоу было показано, что отношения с матерью не определяются процессом удовлетворения биологических потребностей, поэтому и другой человек способен создать условия, благоприятные для надлежащей адаптации и развития ку ребенка Распространение выводов исследования и их осознание способствовало увеличению количества усыновлений, ведь люди поверили, что они так же способны создать для ребенка \"комфортный контакт\", как и ее биологических огични родителями.

Харлоу также впервые попытался объяснить сильную привязанность детей к своим родителям даже в случае, когда они очень плохо относятся к своим детям С позиции бихевиоризма это явление достаточно сложно п объяснить (почему ребенок любит своих плохих родителей) Харлоу считал, что стремление к привязанности преобладает жестокое обращение, потому что есть сильнее базовой потребностноою.

В дальнейших исследованиях было подтверждено, что телесный контакт (который был остроумно определен как \"забота кенгуру\") имеет большое значение при выхаживании недоношенных детей, существуют кросс-культурные от дминности в телесном контакте с детьми, однако все новые эксперименты подтверждали благотворную роль телесного контакта для психического развития младенцев.

Было даже решено пересмотреть правила, принятые под влиянием психоанализа, психотерапевт не может прикасаться к своему клиенту Однако пока вопрос, какого именно рода физические контакты необходимые для я успешного лечения и приемлемы в психотерапевтическом процессе, остается дискуссионнымм.

Гарри Харлоу всегда был погружен в проведении эмпирических исследований, которые имели чрезвычайную ценность, хотя они проводились на макак-резусов Они бросили вызов господствующим в то время Поведенческая п подходам Известным стало также исследование выращивания макак в условиях длительной полной изоляции и демонстрация эмоционального срыва, социальной беспомощности и депрессии, возникающей в таких условиях Експериме НТИ исследователя сыграли определяющую роль в понимании причин депрессийсії.

Эксперименты Гарри Харлоу не стали завершающими в исследовании проблемы любви и эмоциональных привязанностей, однако показали природу связи ребенка с матерью.
Харлоу рассказывал, что однажды слушательница, я которая была на его лекции, сказала: "Теперь я понимаю, что делала не так! Просто я была проволочной" матерью! "

http://uchebnikionline.ru/psihologia/klasichni_eksperimenti_v_psihologiyi_-_kopets_l/okremi_eksperimentalni_epizodi.htm



 

Добавить в закладки

Похожие статьи

Анна Сомова
24.01.2018
Ребенок не ест. Что делать?
Анна Сомова
24.01.2018
Про детское ожирение
Анна Сомова
28.12.2017
Мясная промышленность для детей
Анна Сомова
12.12.2017
Мой ребенок плохо ест
Анна Сомова
06.12.2017
Питание в детском саду и рацион дошкольника
Анна Сомова
21.11.2017
Биохимическая сахарная зависимость
Анна Сомова
17.11.2017
Глюкоза для мозга
Анна Сомова
17.11.2017
Сахар. Вредно или нет?
Анна Сомова
07.11.2017
Питание для красивых волос
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.