
Почему нельзя кричать на ребенка
Как не кричать на ребенка? Как перестать злиться и раздражаться? Эти вопросы задают себе многие родители, которым порой становится очень сложно сдержать свои эмоции при разговоре с ребенком.
И тогда после каждого такого срыва, родители говорят себе «Это в последний раз… мне надо больше сдерживать себя…». Но очередная выходка малыша просто сводит на нет все обещания, и, как джин из бутылки, из уст родителей срывается крик.
А что дальше? А дальше чувство вины, стыда и ощущение «Я плохая мать (отец)…»
И так по кругу: проделка ребенка – срыв родителей – чувство вины, стыда и обещание себе «больше не буду кричать» – новая проделка ребенка – очередной срыв.
Иногда этот цикл становится настолько устойчивым, что тяжелая и гнетущая атмосфера семьи почти не исчезает.
Давайте поразмышляем о том, какие последствия имеет родительский гнев и как он воспринимается ребенком.
В этой статье я буду говорить о крайних вариантах, когда крик родителей становится постоянным и ребенок длительное время воспитывается в такой атмосфере.
Представьте себе, что во время разговора с ребенком, мама не сдержалась и накричала на малыша. При этом, образно выражаясь, она передала ему некую порцию своих негативных эмоций (раздражения, агрессии, злости, гнева). Далее приняв их, ребенок решает, что ему делать с этим полученным грузом. Вариантов не так уж и много: принять его и носить с собой постоянно, вернуть «хозяину» и передать кому-то третьему.
Давайте разберемся подробнее с этими вариантами и теми личностными особенностями, которые приобретает малыш, если выбирает какой-то из них.
«Ребенок-забияка»
Такого ребенка психологи называют агрессивным. Он не согласен с тем, что ему приходится получать агрессию от родителей, и намерен ее вернуть, не важно кому, главное, не держать ее в себе. Настроение такого ребенка часто подавленное, с долей раздражения. Малыш вполне может ответить родителю ответной агрессией, он кричит на них в ответ, может драться с родителями и другими детьми, кусается. На такого ребенка направлены основные жалобы в детском саду, а затем и в школе.
Чем больше родители пытаются повлиять на поведение ребенка, тем больше проблем он им создает. Чем больше его ругают, наказывают и не одобряют, отталкивая его тем самым от себя и давая очередную дополнительную порцию агрессии, тем больший агрессивный ответ они получают.
Исправление поведения такого ребенка возможно только мирным путем. Очень важно прекратить поток агрессии по отношению к ребенку.
«Мечтатель»
Такой ребенок, в силу особенностей своего характера, не способен открыто противостоять агрессии, и выбирает другой путь. Он отгораживается от общения, замыкается в себе. Боится вызвать агрессию родителей и старается предугадать реакцию близких. Он предпочитает уход. Малыш очень рано находят для себя увлечения, предпочитает одиночество. В школьном возрасте ему становится сложно быть открытым и естественным с людьми. А современный мир дает таким детям немало преимуществ в виде всемирной паутины и увлекательных компьютерных игр. Именно в этом виртуальном мире такой ребенок начинает чувствовать себя спокойно, а в дошкольном возрасте его «просто не оторвать» от мультиков.
«Гадкий утенок»
Ребенок, часто получающий крики, агрессию и неодобрение со стороны близких может решить, что он не достоин любви и заботы родителей. Он часто думает, что таким его нельзя любить и что, это он какой-то не такой. «Гадкий утенок» не верит в себя и глубоко уверен в собственной бесполезности. Такой ребенок часто выбирает путь самонаказания и его поведение вполне может быть направлено себе во вред. Например, ребенок осознанно совершает то, за что впоследствии будет наказан.
Такой вариант развития ребенка чаще встречается, если наряду с проявлениями гнева ребенок чувствует недостаток тепла, заботы и внимания со стороны родителей и отношение родителей становится для ребенка травмой.
«Золушка»
«Золушка» помимо гнева родителей получает еще стойкое ощущение ненужности, холодность отношений, незаинтересованность в себе. Ребенку сложно смириться с мыслью о ненужности и тогда малыш начинает усиленно стараться для родителей. Он хочет быть хорошим, он становится послушным настолько, что внимательная мама давно бы уже заподозрила неладное. «Золушка» склонна забывать о своих потребностях и делать все так, как этого хотят родители. И все это ради того, чтобы чувствовать свою нужность и ценность для близких. Она также как и «гадкий утенок» не любит и не ценит себя, но она очень стремится к близким, готова терпеть неприятные для себя их проявления, и готова жертвовать собой.
Закончить мне бы хотелось описанием образа двух озорников – Вупсеня и Пунсеня из мультфильма «Лунтик». Они, как никто другой хорошо отражают сложный характер, непослушание, стремление все сделать наперекор правилам. У таких детей ярко выражены протестные реакции. Они абсолютно не агрессивны, и выражают свои эмоции по-другому: они вредничают, озорничают и проказничают, могут говорить обидные слова, понимая, что это неприятно другим. Когда они будут старше, их чертами становятся язвительность и сарказм. Именно таким путем, они выражают накопленные эмоции.
Каким бы ни был вариант развития ребенка в условиях постоянного гнева родителей, у ребенка по отношению к родителям формируется комплекс совершенно разных чувств. Это и естественные чувства любви и принятия, и сформированные ситуацией гнева – страх, агрессия и злость.
Каждый ребенок ранимый и чувствительный, независимо от своих особенностей. Поэтому эти варианты важно предупредить, обращаясь к себе и работая над собой и своими родительскими чувствами.
Добавить в закладки
0
Похожие статьи

20.11.2018

10.10.2018

09.10.2018
09.10.2018

24.01.2018

24.01.2018

28.12.2017

12.12.2017

06.12.2017
Комментарии
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.