Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
аутизм - это не болезнь!

Аутизм - это не болезнь!

Ваш малыш замкнут и необщителен. Он практически ни на что не реагирует. Ваша ласка вызывает у него не улыбку, а слезы. Не делайте поспешных выводов о его умственных способностях.

По данным статистики, в России на 10000 детей – восемь рождаются с синдромом аутизма. Те, кто слышал об этом, знают, что родителям и воспитателям аутичного ребенка можно ставить памятник при жизни, ибо от них требуется поистине ангельское терпение и безграничная любовь. Большинство же будущих мам вообще никогда не слышали об аутизме. Между тем специалисты считают, что любая женщина, которая собирается рожать, должна знать об этом явлении.

Аутизм определяется как «эмоциональная неблагополучность, которая выражается в замкнутости личности, в почти полном отсутствии контакта с окружающим миром». Это явление врожденное, и причины его в том, что в эмоциональной конструкции ребенка отсутствуют механизмы, необходимые для нормального приспособления к жизни. Проще говоря, такой ребенок психически совершенно незащищен, очень раним, и почти каждый контакт с внешним миром оказывает на него слишком сильное эмоциональное воздействие, которое граничит со стрессом. В результате - ребенок с первых же дней своей жизни старается оградить себя от сильных впечатлений, замыкается и практически не идет на контакт даже с родителями.

Кажется, что такой младенец не интересуется ни матерью, ни игрушками, не реагирует на голос и появление близких. Поэтому чаще всего синдром аутизма путают с кретинизмом. Допустить ошибку может даже врач, который специально не занимался данной проблемой. Результат такой «оплошности» самый плачевный - ребенок попадает в категорию умственно неполноценных со всеми вытекающими последствиями.

Аутизм нельзя называть ни болезнью, ни даже неполноценностью в обычном смысле этих слов. По мнению профессионалов, аутичные дети часто обладают незаурядными талантом и умом. Как сказал один из врачей отчаявшемуся родителю: «Вы должны достучаться до его внутреннего мира, поверьте, он стоит того». У этих детей замечательные творческие способности к музыке, поэзии, живописи, математике и т. д. Многие воспитанники специалистов по аутизму после долгих лет трудной работы как бы «раскрываются», выносят в мир то, что так долго копили в себе. Некоторые из этих ребят учатся в консерватории, в элитных вузах, ибо обладают нетривиальной системой мышления. У аутизма есть несколько степеней сложности, но даже самые трудные дети дают надежду на адаптацию в том случае, если спохватиться уже при первых признаках неблагополучия.

Заметить признаки аутизма можно, если хорошо знать основные стадии психического развития младенца. Большинство родителей аутичных детей говорят, что у их малышей по-взрослому осмысленный взгляд, но поймать его очень трудно. Действительно, такой ребенок не фиксирует взгляд ни на лице матери, ни вообще на любом лице. Иногда мамы путают это со слепотой, но, приглядевшись внимательней, замечают, что лампа или окно привлекают внимание малыша, тогда как на лица он предпочитает не смотреть. Причина в том, что аутичный ребенок не может долго выдерживать взгляд, это перенапрягает его. Он не принимает «позу готовности», когда мама собирается взять его, а на руках лежит «тюфячком», в отличие от нормального младенца, который «распределяется» по маме, как обезьянка, цепляется ручонками за шею, устраивается удобнее. Следующий тревожный признак: маме порой очень трудно заняться с ребенком общим делом. В то время как все малыши с удовольствием принимают в свои игры взрослых и даже стараются привлечь их внимание, зовут поиграть вместе, аутичный ребенок безразличен к вниманию родителей, а иногда даже начинает плакать, когда мама включается в его игру. Кажется, что он намного комфортнее чувствует себя в одиночестве, занимаясь какими-то только ему понятными делами и развлечениями.

По той же причине аутичного ребенка очень сложно научить говорить. Обычная схема выглядит так: мама показывает ребенку на какой-то предмет, ребенок следит за ней глазами, мама называет то, на что показывает, а он старается повторить. С аутичным малышом все намного сложнее, ибо слишком трудно привлечь его внимание.

Важно также учитывать, что эмоционально неблагополучный ребенок очень долго привыкает к окружающей его обстановке и смене места: выход на улицу, встреча с незнакомым человеком, даже просто перестановка мебели в комнате могут вызвать у него реакцию, близкую к психическому шоку.

На ранней стадии формирования личности определить неблагополучность ребенка и помочь ему избавиться от нее может только мама. Как это сделать? Очень часто мама, наблюдая за своим аутичным ребенком, впадает в депрессию, ей кажется, что она совершенно безразлична малышу, что он не выделяет ее и не любит. Но это не так, такой младенец нуждается в материнской любви и внимании даже больше, чем обычный. Все дело в дозировке. Из этого и нужно исходить.

  • Маме требуется максимум терпения и такта для того, чтобы постепенно вытянуть малыша из замкнутого состояния. Если ребенок не задерживает взгляда на лице, а лишь глянет вскользь и сразу отворачивается, нужно мягко стараться удержать его взгляд сначала на короткое, а затем на более длительное время.
  • Если ребенок не хочет играть с вами, надо присмотреться к нему, понять, что именно ему не нравится в вашем поведении, какое место вы можете занять в игре, не травмируя малыша. Обязательно поощряйте любое внимание к вам.
  • Обучая сына или дочь говорить, обращайте внимание, на что они сами реагируют и называйте те предметы, на которые он или она смотрят. Словом, маме нужно полностью вжиться во внутренний мир своего ребенка, смотреть на окружающее его глазами и постепенно, не форсируя события, устанавливать контакт между ребенком и реальностью.

Если аутизм у ребенка в легкой форме, то мама может ликвидировать все проблемы самостоятельно. В сложном случае без специалиста обойтись будет трудно, а иногда даже невозможно. В Москве этой проблемой занимаются пока только в трех учреждениях: в Центре лечебной педагогики, Центре психического здоровья и в Институте коррекционной педагогики.

И, конечно, самое главное - не терять бодрости духа и уверенности в победе своей и ребенка, у которого есть шанс реализовать свои незаурядные способности с вашей помощью. Один из специалистов по аутизму сказал мне: «Да вы загляните в МГУ, там же сплошь наши бывшие клиенты, причем в основном среди профессуры!»

Екатерина Мошкина
Консультант: Мария Либлинг, дефектолог
(Материал взят из журнала "Мой ребенок" от 09`2003 г.)

Добавить в закладки

Похожие статьи

Андрей
14.09.2017
ДРОБНОЕ ПИТАНИЕ – КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Модератор
13.09.2017
Волшебный праздник День Рождения
Вера Владимировна
09.09.2017
Подготовка к родам и материнству.
Модератор
07.09.2017
Ребенка обижают в школе: что делать родителям
Администратор
02.09.2017
Конкурс завершен! Поздравляем победителей!
Администратор
22.08.2017
Тайм-менеджмент для молодой мамы: как правильно расставить приоритеты и успеть все
Андрей
16.08.2017
Актуальность тренировок для молодых мамочек.
Администратор
15.08.2017
Как развивать ребенка в год
Андрей
09.08.2017
К слову о мотивации нашей физической активности.
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.