Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
детский лепет или подготовка к речи

Детский лепет или Подготовка к речи

Детский лепет или Подготовка к речи

 

Любой новорожденный, не зависимо от страны и условий проживания, с первых секунд своего вхождения в мир способен подавать звуковые сигналы: от первого плача до первых слов, от крика до просьб о помощи... Итак, что же такое детский лепет? Как долго он продолжается? Каковы его особенности? Когда начинается осознанная речь? Подробнее о самых первых звуках наших малышей и их развитии расскажет опытный учитель-логопед высшей категории Татьяна Марковна Марголина.

Человек уже рождается со способностью «звучать», об этом свидетельствует сам крик новорожденного, который и становится первым шагом к общению с внешним миром. Это врождённая реакция, не зависящая ни от пола ребёнка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усваивать.

На втором-третьем месяце жизни можно различить «голодный» крик и крик, свидетельствующий о боли. Типы крика различаются по составляющим их звукам и ритму, близкие люди начинают их различать довольно быстро. Позже появляется крик привлечения внимания взрослого. Этот крик иногда называют ложным, фальшивым, хотя лучше просто осознать право малыша на внимание и общение, связанное не только с простыми физиологическими потребностями. С течением месяцев младенец начинает проявлять врожденную способность к общению – и дарит дам улыбку. Неспроста улыбка является основой любого положительного межличностного контакта!

Важно отметить, что именно на первом году жизни осваиваются основные движения,  в том числе движения губ, языка, мягкого нёба. Если младенец сосёт соску, лучше класть её «за щечку» (попеременно, за правую и левую, на 1-2 часа), для того, чтобы развивались мышцы боковых краёв языка. Работа  артикуляторных органов согласуется с дыханием, с работой голосовых связок.

В возрасте около двух  месяцев у младенца появляются отчётливо артикулируемые звуки, напоминающие гласные. Главное, становится заметно, что он сам получает он них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трём-четырём месяцам гуление достигает максимума. При положительной реакции домашних, гуление усиливается и приобретает всё более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое близкими, постепенно сходит на нет, затухает.

Лепетать ребёнок начинает в возрасте около полугода. Лепет представляет собой короткие сочетания звуков, похожих на комбинации согласный + гласный. Звуковые комплексы (что-то вроде <ма-ма> или <ба-ба>) никак не связаны со смыслом. Исследователи отмечали в лепете младенцев звуки, которые вообще отсутствуют в русском языке (носовые, гортанные, придыхательные). Постепенно лепет усложняется по нескольким направлениям: возникают всё новые и новые сочетания звуков, удлиняются звуковые вокализации. Появляются разнообразные цепочки слогов. Можно отметить подобие интонации, свойственное родному языку.

Лепет бывает разным – для себя и для других. С одной стороны ребёнок учится прислушиваться к себе, соизмерять двигательные и слуховые реакции. Но когда ребёнок замечает рядом с собой взрослого, интонация лепета больше становится похожа на диалог, вокализации становятся громче, сопровождаются улыбкой. Лепет малыша на втором году жизни (особенно это заметно у поздноговорящих детей) имеет несколько иной характер: для коммуникации с окружающими ребёнок имитирует интонации и с помощью жестов и мимики добивается желаемого.

Гуление (от 2 до 8 месяцев) и лепет (от 6 до 22 месяцев) не являются словами, так как ничего не обозначают, но это очень важный период развития человека – предупредительная «сигнализация» к возможным речевым проблемам в будущем. Дети со снижением зрения, интеллекта, как правило, проходят эти стадии развития речи с задержкой. Лепечут и глухие дети, только постепенно их лепет затухает и прекращается. Чем разнообразнее и выразительнее лепет ребёнка, тем больше вероятности его благополучного речевого развития в будущем.

В целом отмечается интересная закономерность: последовательность появления звуков в лепете  аналогична последовательности появления звуков в составе слов. Ребёнок дважды проходит этот путь: сначала во время игры, как репетиция, а затем начинается трудный этап освоения этих звуков в произвольной речи. На первый взгляд кажется странным, что ребёнок, который лепетал сложные звуки (<с>, <з>, <ш>, <ж>, <л>,<р>, <р`> рь), медленно (на протяжении трёх, порой пяти лет) учится артикулировать их в составе слов. Всё дело в том, что при лепете нет цели произнести звук определённого языка в определённых условиях. При артикулировании звука в составе слова требуется быть понятым, подстроиться под эталон для этого контролировать себя, соизмерять речедвигательные усилия и акустический образ.

Переход от лепета к словесной речи – это переход от дознакового общения к знаковому (где знак – слово), что совпадает по времени с переходом от стадии младенчества к собственно детству. Давайте помогать нашим малышам вместе!

Татьяна Марковна Марголина, учитель-логопед высшей категории

 

 

 

Добавить в закладки

Похожие статьи

Анна Сомова
17.11.2017
Глюкоза для мозга
Анна Сомова
17.11.2017
Сахар. Вредно или нет?
Анна Сомова
07.11.2017
Питание для красивых волос
Анна Сомова
31.10.2017
Вода. Сколько, как и какую
Вера Владимировна
22.10.2017
Зачем нужны курсы подготовки к родам?
Администратор
18.10.2017
Клуб успешных мам стартует!
Андрей
04.10.2017
Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
Вера Владимировна
29.09.2017
Предвестники родов
Вера Владимировна
26.09.2017
Адаптация к материнству
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.