Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
фольклор для воспитания духовно-нравственных качеств

Фольклор для воспитания духовно-нравственных качеств

Духовно-нравственное развитие - одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добра и зла, ценностных ориентиров. Для его формирования необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие. Так считает Ирина Ивановна Ширшова, воспитатель. В своей работе она обращается к устному народному творчеству, как к универсальному инструменту, позволяющему подобрать ключик к каждой детской душе.

Фото - http://www.19beya.ru/zakaz/news/2012/page44.htm

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, такие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. 


Эффективным и доступным для детей раннего возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него воспитательное воздействие. Малые формы устного народного творчества не только забавляют ребенка, но и обучают его навыки поведения. 

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с потешками, поговорками , загадками, сказками, песнями мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностями. Благодаря фольклору , ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте , морали, знакомится с обычаями, обрядами,- словами, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа . без чего формирование полноценной личности просто невозможно. 

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законом и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, созданные для самых маленьких. 

Пестушки (от слова «пестовать»- воспитывать) – короткий стихотворный напев нанюшек и материй, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребенок учится ходить, мы говорим: 

Большие ноги шли по дороге : 
Топ, топ, топ, топ. 
Маленькие ножки бежали по дорожке: 
Топ, топ, топ, топ. 

Пестушкой сопровождаем физические процедуры, необходимые ребенку, помогаем научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания «в здоровом теле- здоровый дух»! 

Потешки- развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире («сорока- белобока, кашу варила…» или «идет коза – во лбу рога, идет- ворчит, клюкой стучит- кто каши не ест, кто молока не пьет, того забодаю- забодаю, а кто кашу кушает маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует ,но уже стремится к звукоподражанию, к повтором жестов, а через это начинает понимать, почему коза ворчит, почему клюкой стучит. С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку- как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно? 

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю тебе калач». 

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В любой закличке заложено необычное обращение ко всем известным природным стихиями. Прежде всего, в каждом слове, в стихотворном ритме, а также в интонации произношения скрывается разнообразная гамма чувств вместе с детским восхищением, восторгом, переживаниями и нежностью. Сама структура такого необычного стишки заключает в себе все виды существующих земных эмоций: чувства доверия, радости, уверенности в хорошем. 

Радуга – дуга , не давай дождя, 
Давай солнышко, колоколнышка ! 

В русском фольклоре слова всегда сочетаются с музыкальным ритмом и напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее. 

Автор: Ирина Ширшова 
http://www.belmama.ru/text1/?text1=1938

Добавить в закладки

Похожие статьи

Андрей
04.10.2017
Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
Вера Владимировна
29.09.2017
Предвестники родов
Вера Владимировна
26.09.2017
Адаптация к материнству
Андрей
14.09.2017
ДРОБНОЕ ПИТАНИЕ – КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Модератор
13.09.2017
Волшебный праздник День Рождения
Вера Владимировна
09.09.2017
Подготовка к родам и материнству.
Модератор
07.09.2017
Ребенка обижают в школе: что делать родителям
Администратор
02.09.2017
Конкурс завершен! Поздравляем победителей!
Администратор
22.08.2017
Тайм-менеджмент для молодой мамы: как правильно расставить приоритеты и успеть все
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.