Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
фольклор для воспитания духовно-нравственных качеств

Фольклор для воспитания духовно-нравственных качеств

Духовно-нравственное развитие - одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка. Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добра и зла, ценностных ориентиров. Для его формирования необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие. Так считает Ирина Ивановна Ширшова, воспитатель. В своей работе она обращается к устному народному творчеству, как к универсальному инструменту, позволяющему подобрать ключик к каждой детской душе.

Фото - http://www.19beya.ru/zakaz/news/2012/page44.htm

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, такие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. 


Эффективным и доступным для детей раннего возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него воспитательное воздействие. Малые формы устного народного творчества не только забавляют ребенка, но и обучают его навыки поведения. 

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с потешками, поговорками , загадками, сказками, песнями мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностями. Благодаря фольклору , ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте , морали, знакомится с обычаями, обрядами,- словами, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа . без чего формирование полноценной личности просто невозможно. 

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законом и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, созданные для самых маленьких. 

Пестушки (от слова «пестовать»- воспитывать) – короткий стихотворный напев нанюшек и материй, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребенок учится ходить, мы говорим: 

Большие ноги шли по дороге : 
Топ, топ, топ, топ. 
Маленькие ножки бежали по дорожке: 
Топ, топ, топ, топ. 

Пестушкой сопровождаем физические процедуры, необходимые ребенку, помогаем научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания «в здоровом теле- здоровый дух»! 

Потешки- развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире («сорока- белобока, кашу варила…» или «идет коза – во лбу рога, идет- ворчит, клюкой стучит- кто каши не ест, кто молока не пьет, того забодаю- забодаю, а кто кашу кушает маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует ,но уже стремится к звукоподражанию, к повтором жестов, а через это начинает понимать, почему коза ворчит, почему клюкой стучит. С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку- как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно? 

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю тебе калач». 

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В любой закличке заложено необычное обращение ко всем известным природным стихиями. Прежде всего, в каждом слове, в стихотворном ритме, а также в интонации произношения скрывается разнообразная гамма чувств вместе с детским восхищением, восторгом, переживаниями и нежностью. Сама структура такого необычного стишки заключает в себе все виды существующих земных эмоций: чувства доверия, радости, уверенности в хорошем. 

Радуга – дуга , не давай дождя, 
Давай солнышко, колоколнышка ! 

В русском фольклоре слова всегда сочетаются с музыкальным ритмом и напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее. 

Автор: Ирина Ширшова 
http://www.belmama.ru/text1/?text1=1938

Добавить в закладки

Похожие статьи

Анна Сомова
06.12.2017
Питание в детском саду и рацион дошкольника
Анна Сомова
21.11.2017
Биохимическая сахарная зависимость
Анна Сомова
17.11.2017
Глюкоза для мозга
Анна Сомова
17.11.2017
Сахар. Вредно или нет?
Анна Сомова
07.11.2017
Питание для красивых волос
Анна Сомова
31.10.2017
Вода. Сколько, как и какую
Вера Владимировна
22.10.2017
Зачем нужны курсы подготовки к родам?
Администратор
18.10.2017
Клуб успешных мам стартует!
Андрей
04.10.2017
Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.