Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
формирование потребности в общении со сверстниками. консультация для воспитателей

Формирование потребности в общении со сверстниками. Консультация для воспитателей

Так устроено человеческое бытие, что появившись на свет, человек вступает в разнообразные отношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека; не научится ребенок воспринимать и осознавать окружающую действительность, если не приобретет опыт общения в совместной и индивидуальной деятельности. 

Какую же роль играет общение в жизни ребенка и нужно ли его учить общаться? 

Рождаясь ка личность, овладевая фразовой речью, ребенок стремится к общению с другими людьми, детьми. Он совершает первые попытки оценить себя в сравнении с другими детьми. В ходе общения со сверстниками он вступает в саморазвивающую игру. А игры со сверстниками, как мы знаем, имеют большое значение. В том числе, в процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И так естественно, непринужденно и незаметно происходит «сброс» информации, от избытка которой страдают современные дети. 

Но только при осознании своей индивидуальности ребенок способен играть роль другого. Сначала – это роль самых близких – мамы, папы, затем – шофера, врача и т.д. Вот он уже летчик, а зайчик и мишка – пассажиры. 

Дети не сразу и не вдруг вступают в общение друг с другом. Если до трех лет ребенок мог свободно обходиться только обществом взрослых, кукол, игрушек, то с четвертого года жизни его это уже не устраивает. Играть одному ему уже становится скучно, и он ищет общения с другими детьми. 

Общение со сверстниками становится также необходимо, как и со взрослыми, а порой, особенно во время игр, еще более желательно. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Во время игры дети трех лет часто разговаривают с собой или с игрушками. Игры надо чередовать (подвижные и тихие, коллективные и индивидуальные) для того, чтобы, с одной стороны, ребенок не устал, а с другой – не перевозбудился. 

Коллективные игры обычно привлекают детей, начиная с четвертого года жизни. Для большинства малышей невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые овладели уже этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Следует приглядеться к тому, что мешает ребенку в общении с другими, и обучить его умению налаживать отношения со сверстниками. 

Некоторых детей слишком изнеживают дома, поэтому их приводит в изумление грубость групповой, коллективной игры. Если ребенок дома выигрывал в любой игре и ему всегда доставались самые лакомые кусочки, то ему будет очень трудно привыкнуть к коллективу, который жаждет справедливости, соблюдения правил. Вот почему очень важно помочь ребенку наладить хорошие отношения с другими, научить его правилу: «относись к другим так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе». 

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на свое место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянуться за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребенка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. 

Общение со сверстниками играет ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех лет уже скучает при расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, дает им советы. Дети в этом возрасте уже могут делиться игрушками, угощать друзей без подсказки взрослых, помогать друг другу. Избирательность по отношению к другим выражается в симпатиях и антипатиях, привязанности, соперничестве, ревности. 

Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями. 

Если у ребенка много друзей, он хорошо чувствует себя с ними – значит, мы не слишком опекаем его и не мешаем ему обрести их. Позволяя ребенку все, что делают другие дети в его возрасте, мы даем ему возможность понять, как надо вести себя в компании, не выделяясь среди них. Чем больше он будет думать и поступать также, как другие, тем меньше он станет чувствовать себя «единственным ребенком» и не вырастет эгоистом. 

Автор: Татьяна Волкова
http://www.belmama.ru/text1/?text1=1931

Добавить в закладки
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.