
Как распознать в ребенке талант?
Как распознать в ребенке талант?
Известно, что каждый ребёнок талантлив.
Но возникает вопрос: в чём? Как выявить его личную одарённость? Как развить способности? В какой области дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Педагог-психолог Анна Анатольевна Тертова предлагает родителям ознакомиться с методикой, позволяющей выявить способности в 8-ми областях человеческой жизни у детей с 5-ти лет.
Эта тест-анкета разработана американскими психологами А. да Ханом и Г.Кафом, широко применяется в США и мало известна у нас. Она достаточно проста в использовании и может использоваться как родителями, так и педагогами.
Тест-анкета для обследования предрасположенности ребёнка к различным видам человеческой деятельности
Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:
• интересуется самыми разными механизмами и машинами;
• любит конструировать модели, приборы;
• сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
• может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
• любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
• интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
У ребёнка незаурядный интеллект, если он:
• хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное. Улавливает причины и мотивы поступков других людей;
• обладает хорошей памятью;
• легко и быстро схватывает новый учебный материал;
• задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
• любит читать книги, причём по своей собственной «программе»;
• обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
• гораздо лучше и шире многих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, науке и т.д.);
• обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
• очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда. Где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
У ребёнка способности к научной работе, если он:
• обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
• умеет чётко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
• любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причём отдаёт предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
• часто пытается найти своё собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
• с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
• не унывает и ненадолго остывает к работе, если его проект или изобретение не поддержаны и осмеяны.
Артистический талант проявится у ребёнка, если он:
• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрители были взрослые;
• с удивляющей лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и открыт всему новому;
• любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребёнка спортивный талант, если он:
• очень энергичен и всё время хочет двигаться;
• смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
• почти всегда берёт вверх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
• неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
• предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
• кажется, он никогда всерьёз не устаёт;
• неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
У ребёнка литературное дарование, если он:
• рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет о основную мысль;
• любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;
• выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
• изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
• любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности проявляются в том случае, если он:
• не находя слов или захлёбываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
• серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
• когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
• стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение- украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
• не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Информация, полученная в ходе наблюдения, поможет выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребёнок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.
Автор- Анна Тертова
http://kak.znate.ru/docs/index-102066.htmlwww.belmama.ru/
Похожие статьи







