
Методика Глена Домана

Глен Доман - военный врач, основатель "Института ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute"- BBI), в конце сороковых годов двадцатого века занимался с детьми, страдавшими тяжелыми поражением нервной системы. Им показывались особые карточки – с цифрами, словами, картинками – и громко называлось то, что изображено на карточке. Карточки предъявлялись очень быстро – в течение нескольких секунд, и таких уроков в день были десятки, параллельно проводились занятия физкультурой. Результаты оказались ошеломляющими – парализованные дети постепенно начинали двигаться, затем ползать, потом карабкаться и, наконец, ходить и бегать – как обычные здоровые малыши. Так, стимулируя зрение, Глен Доман добивался и активизации деятельности мозга в целом.
Автор методики предложил провести четкую систематизацию человеческого знания с тем, чтобы разделить информацию на мельчайшие фрагменты — “биты интеллекта”. Каждому из таких битов отводится собственная карточка размером 28х28 см. На ней должна размещаться четкая картинка соответствующего объекта, а на оборотной стороне — информация о нем, разделенная на 10 и более уровней сложности по возрастанию.
Карточки каждой категории показываются одна за другой, при этом зачитывается первый уровень информации с обратной стороны карточки. Каждую категорию карточек необходимо показывать по три раза в день, а всего за день нужно продемонстрировать 10–12 таких категорий. В течение пяти дней ребенку показывают одни и те же карточки, затем одна из них откладывается в сторону, и вместо нее показывают новую. Когда ребенок таким образом отсмотрит примерно 1000 карточек, начинают повторный показ, но теперь ему зачитывают уже информацию второго уровня сложности с обратной стороны каждой из карточек. Так продолжается до тех пор, пока до ребенка не будет доведена информация всех уровней сложности.
Когда речь заходит о раннем развитии, то необходимо учитывать, что оно должно осуществляться по определенным правилам. Прежде всего, нужно делать акцент на ту деятельность, которая является ведущей для ребенка того или иного возраста, и опираться на те знания, умения и навыки, которыми ребенок может овладеть при помощи взрослых. Ведущая деятельность ребенка от рождения до года - эмоциональное общение со значимым взрослым. Показ карточек и называние слов родителями будут восприниматься в этом возрасте как разновидность общения. Вреда не будет – если, конечно, родители не будут уделять этому все свое свободное время в ущерб другим занятиям с ребенком (пению колыбельных песенок, чтению стишков, играм и пр.). В возрасте от 1 до 3 лет ведущая деятельность – предметная. Дети в этом возрасте активно манипулируют предметами, познают их свойства, развивая при этом моторику и сенсорику, ощущения и восприятие, мышление, память, внимание и речь. А просмотр карточек по Доману – это, по сути, обучение на уроках в школе, а ведущей учебная деятельность станет только в школьном возрасте. Да и чтению по-настоящему методика не обучает. В лучшем случае ребенок с хорошей зрительной памятью просто запомнит некий зрительный объект (слово "мама", например) и его название. А вот если слоги в слове поменяются местами "ам-ам", то прочесть это слово ребенок уже не сможет.
Одним из главных недостатков методики является то, что при обучении "по Доману" ребенок пассивен, активно работает только его зрительная система, воспринимая информацию с карточек. Ребенку дают огромный объем фактов, но не учат использовать полученные знания, анализировать, размышлять. В идеале малыш сидит и внимательно смотрит и слушает, а мама показывает ему карточки одну за другой, сопровождая показ сообщением некоторого набора сведений о каждой. Отвлекаться и задавать вопросы во время показа карточек ребенку не разрешается. Кроме того, эта методика необычайно трудоемка. В день требуется проводить не меньше 6 мини-уроков математики, плюс – чтение, плюс иностранные языки и так далее. Получается, что родители должны посвящать все свое время занятиям по этой методике, а по ночам вырезать и клеить карточки для следующих занятий. У самого ребенка также практически не остается свободного времени.
Главной сложностью применения этой методики является то, что она успешна только в случае неукоснительного и последовательного выполнения всех требований, при наличии ясных и четких материалов и систематических занятиях, отнимающих значительное количество времени. К тому же подвижным и активным детям бывает трудно подолгу просиживать за просмотром карточек. Нередко занятия, начавшиеся с большим энтузиазмом, прекращаются самими родителями из-за того, что подготовка карточек отнимает слишком много сил и времени, а ребенок начинает противиться многократным повторениям ежедневных демонстраций.
Любая методика раннего развития может сработать во вред ребенку, если чрезмерно стремиться к результату и игнорировать потребности и возможности ребенка. Помимо занятий ребенок должен иметь время на сон, еду, прогулки, игры со ровесниками и просто общение.
Добавить в закладки
0
Похожие статьи

20.11.2018

10.10.2018

09.10.2018
09.10.2018

24.01.2018

24.01.2018

28.12.2017

12.12.2017

06.12.2017
Комментарии
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.