Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
не всегда молчание - золото или почему ребёнок не говорит

Не всегда молчание - золото или Почему ребёнок не говорит

Мы учимся речи в течение всей жизни - точнее, лаконичнее, изысканней, жестче, решительнее - со временем мы доводим ее до того уровня, который помогает нам эффективно общаться с окружающими. Если мы с этой задачей не справляемся - часть людей перестает нас правильно понимать, общение сходит на нет.
Особенно важно развитие речевых навыков у детей, ведь если оно проходит с нарушениями, круг общения ребенка ограничивается, снижается количество информации, получаемой им при беседах со взрослыми - нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. Таким образом, нарушение развития речи может приводить к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий, однако их можно избежать, контролируя течение развития речевых навыков.
Фото - http://mamainfo.com.ua/ot-goda-do-trex/zaikanie-u-detej-proyavlenie-i-lechenieРечь – один из основных видов коммуникативной деятельности человека. При нарушении развития речи коммуникации ребенка ограничены, снижается количество информации, получаемой им при общении с взрослыми, нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. 

Речь можно рассматривать как серию физических сигналов, которые развертываются во времени. Однако мозг по-разному перерабатывает слуховую информацию, необходимую для речевого сообщения. В частности, определение и переработка фонем (мельчайших речевых единиц) осуществляется левым полушарием, в то время как правое полушарие ответственно за медленно изменяющуюся слуховую информацию, которая имеет типичные признаки мелодий. 
Недавно была предложена нейрофизиологическая модель переработки мозгом речевой информации. Согласно этой модели, в левом полушарии головного мозга происходит переработка «быстрой» слуховой информации в речевой сигнал (а не речевого сигнала самого по себе). Речь требует высокой скорости переработки, и левое полушарие выполняет эту работу. 

У детей со специфическими расстройствами речевого развития нарушено восприятие и продуцирование речи при нормальном уровне слуха и полноценном интеллекте. Эти дети не могут различать и правильно соединять звуки в слова, особенно это касается «быстрых» звуков, таких как взрывные согласные. 

Речевые звуки, характеризующиеся более медленными изменениями, а также устойчивые и стабильные звуки (гласные) дают меньше нарушений (или их нет вообще). Дети с речевыми расстройствами также плохо справляются с восприятием «быстрой» зрительной или тактильной информации. Они не способны к быстрой обработке любого информационного материала, в том числе и речевого. 

Расстройства речевого развития – одно из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Данной патологией страдают 7,5-10% детей дошкольного возраста, у мальчиков она наблюдается чаще. 
Основными причинами, которые побуждают родителей побеспокоиться чаще бывают: позднее развитие речи, когда ребенок, понимая речь, сам не говорит (расстройство экспрессивной речи); ребенок сам говорит, но не понимает содержание чужой речи (расстройство рецептивно-сенсорной речи); ребенок не говорит и не понимает слов, обращенных к нему (расстройство экспрессивно-рецептивной речи), а также множественные нарушения звукопроизношения. 

Чем раньше родители замечают и осознают проблемы развития своего ребенка, своевременно обращаются к врачу и начинают их исправлять, тем больше у ребенка шансов на успешное их преодоление. 

Для этого вы, уважаемые родители, должны знать нормы развития речи у детей. Поговорим об этом подробно. 

Нормы развития речи у детей 

Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этом возрасте происходит подготовка к овладению речью. 

Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач – так он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает гортанные звуки, нечто среднее между «а» и «э». 

Начиная с пятой недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. 

С восьми недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» - начальное гуление). 

На третьем месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. 

На пятом-шестом месяце гуление переходит в лепет, который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова. 

Девять-десять месяцев – время очень активного лепета, состоящего из четырех-пяти слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в десять месяцев появляются отдельные лепетные слова («мама», «папа»). В этом возрасте уже наличествует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания («ладушки», «сорока», «где лампочка?» и т.д.), начинает понимать слово «нельзя». 

В одиннадцать-двенадцать месяцев появляются первые слова. 
К одному году в активном словаре ребенка насчитывается около десяти слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет пять-десять простых инструкций: «принеси что-то», «закрой дверь», «дай мячик» и др. 

В возрасте от одного года до двух лет начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются первые фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. Звукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), появляются глаголы («дай», «иди»), прилагательные («большой», «маленький»). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения. 

В период от двух до трех лет словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глаголами и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму («красный», «плохой», «горячий», «круглый»). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим. 

В возрасте от трех до четырех лет дети много говорят, используют фразы из трех-четырех слов. Порядок слов в предложении и их согласование еще могут быть нарушенными. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Составляет рассказы в двух-четырех предложениях. Слушает длинные сказки и истории. Выполняет двусоставную инструкцию: «Дай мне большого мишку и красный мячик». В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых. 

Ребенок от четырех до пяти лет знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, а также обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки «л» и «р». 

Активный словарь ребенка в возрасте от пяти до семи лет очень широк. Ребенок может назвать пять-шесть и более характеристик одного предмета («речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая»). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. В речи ребенка, как правило, нет пропусков, перестановок слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений. 

Теперь коротко остановимся на тех показателях, которыми пользуется специалист в оценке речевого развития ребенка: 
- в один год объем активного словаря должен быть не менее десяти слов; 
- в два года ребенок должен строить фразу из двух слов, к концу второго года словарный запас – двести-триста слов; 
- в три года дети используют в речи фразы из трех-четырех слов, словарный запас – около тысячи слов; 
- в четыре года предъявляются требования к качеству речи: ребенок использует основные предлоги (на, с/со, в, из, под, из-под, за, из-за); строит правильную слоговую структуру слова; определяет единственное и множественное число (один стул – много стульев); согласует слова во фразе по роду и падежам, составляет рассказ по картинке; 
- в пять лет умеет образовывать относительные прилагательные (яблоко – яблочный); 
- в семь лет строит сложные предложения, используя все основные части речи, образует притяжательные прилагательные (лиса – лисья, медведь – медвежья). 

Все дети в процессе овладения речью делают ошибки в произношении, но это не настоящие ошибки. Они вызваны развитием индивидуального фонологического кода ребенка и отклонениями в фонологическом развитии. 

К полутора годам жизни не менее четверти слов, произносимых ребенком, должны быть понятны родителям; к двум годам – 50-75% слов; к трем годам свыше трех четвертей. Необходимо учитывать значительные индивидуальные различия между детьми. Если вы сомневаетесь, каково речевое развитие вашего ребенка, нужна оценка логопеда. Когда ребенок развивается правильно и имеет обычную для своего возраста комбинацию правильных звуков и ошибок, логопед выявляет это без труда. 

Автор: Лилия Южбабенко 
http://www.belmama.ru/text1/?text1=1942

Добавить в закладки

Похожие статьи

Администратор
27.09.2013
Работающая мама: Как совместить работу и ребенка?
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.