Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
почему возникает неуважение друг к другу у детей дошкольного возраста. из опыта работы

Почему возникает неуважение друг к другу у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

"Ко мне иногда обращаются родители с вопросом о том, почему их воспитанный ребёнок не пользуется авторитетом у сверстников группы? Ведь вроде бы и воспитатель ставит его в пример детям, и всё у него получается. Ребёнок участвует в конкурсах, танцует, поёт, знает много интересного, но ребята порой не принимают его в игры, не приглашают в гости. Но вот другого мальчика дети с нетерпением ждут из отпуска, зовут к себе на день рождения, отдают главные лидирующие роли в играх," - рассказывает воспитатель Ольга Олеговна Котова

Дошкольники 5-7 лет уже осознанно проявляют предпочтение к тому или иному сверстнику, хотят с ним играть, гулять, проводить время. И наоборот, с иными детьми не хотят иметь ничего общего. 

У таких отвергнутых детей так же возникает чувство отчуждения к своим сверстникам. Они неосознанно стремятся доказать своё превосходство над окружающими его детьми: либо это дети замыкаются в себе, либо начинают проявлять яркую агрессию к товарищам, хвалятся имеющимися у них материальными ценностями, пытаются командовать в группе детьми. 

Другие дети боятся привлечь к себе внимание, не хотят общаться со сверстниками, боятся как- то выделиться . Во всех случаях такие отступления поведения детей затрудняют общение дошкольника, доставляют различные проблемы в дальнейшем и детям, и их родителям. 

Взрослые не всегда правильно распознают популярных и непопулярных малышей (такое определение в педагогике существует уже давно). Ведь мы опираемся на послушность ребёнка, его воспитанность и успешность. А для детей эти качества не имеют значения. 
Так чем же определяется популярность ребенка среди сверстников, почему одни дети становятся привлекательными для большинства ребят группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание? 
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми заметны в эмоциональном отношении к сверстникам. 

Дети, к которым тянутся сверстники, всегда отзывчивы сами по отношению к товарищам, проявляют интерес к делам сверстника. Их отзывчивость имеет всегда положительную эмоциональную окраску – они хвалят других детей, поддерживают, восхищаются сверстником. А непопулярные дети критикуют действия сверстников, навязывают свою точку зрения, осуждают, то есть проявляют отрицательные эмоции. 
Популярные дети умеют сопереживать, радоваться успехам товарищей, огорчаются их неудачам. Непопулярные дети расстраиваются из-за того, что кто-то из сверстников сделал лучше, чем они, радуются чужим неудачам. 

К тому же популярные дети предпочитают решать конфликты со сверстниками мирным путём. Дети отвергнутые проявляют агрессию или угрозу. Всё это говорит о главном отличии популярных детей от непопулярных. Но это не говорит о том, что популярные дети не ссорятся, не спорят. Просто в отличие от непопулярных детей, у них воспитаны такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, доброжелательность, желание придти на помощь товарищу. Он открыт для сверстников и связан внутренне с ними, не являясь конкурентом или средством самоутверждения, поэтому популярный ребёнок помогает сверстникам, делится с ними, не воспринимает чужие успехи как своё поражение. Такое отношение к другим людям складывается уже к 6-7 годам и поэтому ребёнок становиться популярным и востребованным другими детьми. А отвергнутые дети замкнуты на своём «Я», сосредоточены на своих недостатках или способностях, вызывают тревогу у взрослых, так как это затрудняет общение со сверстниками. Поэтому и родителям, и воспитателям нужно помочь такому малышу принимать сверстников не как конкурентов или противников, а как единомышленников, как близких людей. Воспитать в ребёнке доброжелательность к товарищам, умение радоваться успехам окружающих, сопереживать и оказывать помощь сверстникам. 

Важным компонентом в решении этой задачи является совместная деятельность с детьми, где без доброжелательного взаимодействия и решения совместной цели задание не будет выполнимым. 

Для того чтобы отвергнутые дети преодолели отчуждение по отношению к сверстникам, нужно разрушить защитные барьеры, отгораживающие этого ребёнка от других. Нужно создавать в группе такие ситуации, чтобы дети говорили друг другу добрые слова, ласковые имена, подчёркивали у товарищей положительные качества, делали для сверстников приятное, хвалили друг друга за проявленную помощь. Главное, чтобы отвергнутые дети видели, что все относятся к ним хорошо, доброжелательно, готовы с ними дружить, замечают в них положительные качества. Наблюдения за поведением детей показывает, что когда непопулярные дети слышат в свой адрес похвалу, восхищение, видят добрые поступки по отношению к себе, они перестают игнорировать окружающих, перестают агрессировать, получают удовольствие от доброжелательного внимания сверстников и со временем начинают проявлять подобную доброжелательную реакцию. Они начинают получать удовлетворение от собственного доброго поступка. 

Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяет детей и создает чувство причастности друг к другу. Тем более, что это не несёт никаких усилий, так как происходит в игровых действиях, например, спасти товарища от «волка», успеть до сигнала передать мяч, помочь перейти дорогу «старой бабушке» и т.д. 
Так же очень ценна продуктивная совместная деятельность детей популярных и непопулярных, где им приходиться договариваться друг с другом. Детей с трудностями в общении, сосредоточенных на себе следует готовить к сотрудничеству через игровые действия и совместную игру не несущую соревновательных элементов, в которой детям придётся решать общие задачи. 

Приведу несколько игр, объединяющих детей, которые я использую в своей работе: 

Составь узор. - Пара детей получает вырезанные из цветной бумаги элементы узора, которые делятся между ними поровну. Чтобы сложить общую картину, нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера. По завершении работы работу показывают всем остальным, и малыши пытаются догадаться, что изобразили авторы, определить, насколько симметрично подобраны элементы и цвета. 

Чайная пара. - Для этого занятия потребуются вырезанные из бумаги формы блюдечка и чашки. Двое ребят должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить блюдечко и чашку. Каждой паре выдается одинаковое количество карандашей одинаковых цветов. 

Мы рисуем вместе. – Двое детей садятся за стол друг против друга. На столе на подставке стоит пластиковый прозрачный экран. Детям выдаётся равное количество красок и они договариваются, что будут рисовать. Но сначала лидирует один ребёнок, а второй повторяет за ним картину, затем второй. И так меняются по очереди, пока не нарисуют всю картину, которая с обеих сторон должна быть одинаковой : и сюжет, и цвета, и размер. 

Рукавички.- Для этого занятия потребуются вырезанные из бумаги рукавички с не закрашенным узором. Двое ребят должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре выдается только 3 карандаша разного цвета. 

Придумай сказку. – Детям даются различные картинки или фигурки из «киндер» сюрпризов. Можно предложить сюжет или предоставить возможность детям самим его придумать. (участвуют 2-3 ребёнка). Дети совместно придумывают, распределяют роли и разыгрывают перед другими детьми свою сказку. 

Так же можно использовать для совместной деятельности различные мозаики, пазлы, разрезные картинки и т.д. Можно брать для работы с детьми всё, что будет способствовать объединению детей, воспитывать умение совместной деятельности, развивать нравственные качества: доброжелательность, сопереживание, чувство ответственности, внимательное отношение к сверстникам.


Автор: Ольга Котова 
http://www.belmama.ru/text1/?text1=1933 

Добавить в закладки
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.