Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
правила для всех или как ребёнок входит в родной язык

Правила для всех или как ребёнок входит в родной язык

Правила для всех или как ребёнок входит в родной язык

Человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью. Он овладевает речью в раннем  возрасте и на протяжении всей жизни совершенствует ее. Родную речь ребенок перенимает от близких людей, от родителей. Из окружающей языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже – и самовыражения. Подробнее о том, как ребенок входит в родной язык, расскажет опытный учитель-логопед высшей категории Татьяна Марковна Марголина.

Общение с близкими, а немного позднее – и самим собой проходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном уровне. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. Чтобы начать говорить на определённом языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речевой деятельности. Правила выбора лексических единиц, выбора и сочетания звуков, изменения слов и конструирования предложений в школе не изучают.

Например, кто нибудь учил вас, что придаточное предложение, начинающееся словом «который», надо непременно ставить после слова, к которому оно относится? Тем не менее, это и многое другое все откуда-то знают. Это проявляется в том, что режут ухо высказывания типа «книгу дай маме, которая лежит на столе». Более того (некоторых читателей это удивит) многие из правил ещё даже не сформулированы лингвистами.

Знание правил – это результат вашего собственного речевого опыта (не имеется в виду правописание). Откуда же их знает рядовой носитель языка? Заведущая кафедрой детской речи (автор первой книги по онтолингвистике) С.Н. Цейтлин не без оснований считает, что это «...результат собственной языковой деятельности, протекающей на бессознательном уровне».

Оказывается, каждый из нас анализирует речь окружающих и свою собственную. Неправильные обороты и конструкции просто режут ухо потому, что ухо настроено на правильный образец. Хотя  не всегда мы можем сформулировать правила. Американский исследователь детской речи С. Эрвин-Трипп говорит, «чтобы стать носителем языка... нужно выучить правила... То есть нужно научиться вести себя так, как будто ты знаешь эти правила».

Независимо от индивидуальных различий между детьми, речевой среды, особенностей языка общая стратегия усвоения языковых правил едина: сначала усваиваются глубинные модели языка и основанные на них правила, а затем частные правила. Например, для образования множественного числа имён существительных 1 склонения основной моделью является прибавление окончания <ы> (стол-столы, нос-носы). Слово «стулья» образуется по частному правилу, которое дети усваивают позже. Поэтому появляется детская инновация «стулы».  Примерно к шести годам словотворчество проходит.

При овладении родным языком в естественных условиях все эти правила усваиваются самостоятельно. Помощь взрослого заключается в том, что в повседневном общении с ребёнком поставляется речевой материал (инпут), из которого ребёнок может черпать необходимую для него информацию. Дошкольник в какой-то степени уподоблен лингвисту. Только учёный объясняет языковые явления с помощью терминов, а ребёнок анализирует инпут  и осваивает родной язык на практике. Интуитивный, неосознанный характер этой деятельности не снижает её огромной ценности.

В случае затруднений на этом сложном пути на помощь ребёнку (в зависимости от характера проблемы) могут прийти родители и различные специалисты, медицинские работники, психологи, внимательные воспитатели по развитию речи.

Татьяна Марковна Марголина, учитель-логопед высшей категории


 

Добавить в закладки

Похожие статьи

Администратор
10.10.2018
Вся правда о женском бесплодии
Администратор
09.10.2018
8 способов укрепить иммунитет
Администратор
09.10.2018
Куда шагнуло ЭКО
Анна Сомова
24.01.2018
Ребенок не ест. Что делать?
Анна Сомова
24.01.2018
Про детское ожирение
Анна Сомова
28.12.2017
Мясная промышленность для детей
Анна Сомова
12.12.2017
Мой ребенок плохо ест
Анна Сомова
06.12.2017
Питание в детском саду и рацион дошкольника
Анна Сомова
21.11.2017
Биохимическая сахарная зависимость
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.