Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
правильно ли говорит мой ребенок?

Правильно ли говорит мой ребенок?

Правильно ли говорит мой ребенок?

Детская речь, особенно в первые годы жизни, развивается стремительно. Звуки и буквы, гласные и согласные... Когда и как произносить? Как помочь? Подробнее о том, на что в речевом развитии ребенка родителям стоит обратить внимание, расскажет опытный учитель-логопед высшей категории Татьяна Марковна Марголина.

Мы все живём в мире звуков. Звуки бывают разные, говоря профессиональным языком: неречевые (природные, механические, электронные) и речевые (фонемы; детям мы говорим, что это звуки, так проще). Фонемы во всех языках делятся на гласные и согласные. В русском языке 42 фонемы из которых только 6 гласных и они сильно отличаются друг от друга.  Сначала определимся с гласными:

Когда произносим <а>, нижняя челюсть сдвинута вниз – рот максимально открыт: «…Булки просит бегемот».

Ротик становится овальный как "баранка" при произнесении фонемы <о>. Губы напряжены и округлены.

Губы как «хобот у слона» вытянуты вперед, когда говорим <у>. Губы сильно напряжены, округлены.

Сделать хорошую улыбку как у «лягушки» не так просто. При произнесении <и> губы сильно напряжены, вытянуты.

Улыбка поменьше и получится «задумчивое» <э>. Губы напряжены и вытянуты.

Гласный <ы> самый  «настойчивый». Язык при этом самый «твердый». 

В ходе нормального развития ребенок к двум годам правильно произносит все гласные. В 4 года выделяет гласные звуки среди согласных (умеет различать 2 группы звуков). К 5 годам умеет их выделять на слух (под ударением), к 6 годам определять где стоит в слове (в начале, середине, конце, к 7  – определять какой звук по счету.  

Например, в 4-5 лет: - Какой гласный слышим под ударением в слове «обувь»? - <о>;

в 5-6 лет: - Где находится <o> в слове «автобус»? - <о> стоит в середине;

в 6-7 лет: - Какой по счету звук <o> в слове «автобус»? - в слове «автобус» <о> четвертый с начала.  

Обратите внимание на то, что звук <о> мы говорим и слышим только под ударением, в безударном положении произносим <а>, например, слово «молоко» звучит как <малако>. Не переживайте, потом на письме ребёнок будет выбирать БУКВУ по правилам, до 7 лет лучше заниматься со ЗВУКАМИ и стараться подбирать  слова так, чтобы их написание соответствовало звучанию.

Тогда впоследствии на письме ребенок не будет пропускать гласные буквы, школьнику будет легче найти безударные гласные и правильно подобрать проверочное слова. Это очень важная работа для профилактики дисграфии  и дислексии на почве несформированного языкового анализа и синтеза и дизорфографии. 

В русском языке 36 согласных звуков. Их можно разделить по разным признакам.

Не торопите Вашего ребенка! Пусть он лучше самостоятельно освоит фонетическую (произношение) систему языка в соответствии с возрастом (см. схему №3), чем с внешней помощью начнет произносить сложные звуки раньше.

Если Вы или Ваш ребенок произносите звуки не правильно, то есть искаженно (язык между зубов; надуваются щеки; вибрируют губы, щеки или боковые края языка; при произнесении <р> работает не кончик языка, а задний маленький язычок, как во французском языке), то чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем эффективнее будет коррекционная работа. В случае, если ребенок заменяет одни звуки другими, также необходимо получить консультацию логопеда.

Важно отметить, что залог правильной устной и письменной речи не только в правильном произнесении 42 звуков русского языка, но и в умении различать (дифференцировать), сравнивать (сопоставлять) и анализировать фонемы, то есть производить фонематический анализ и синтез.

Для дифференциации важно уметь на слух, по произнесению и по представлению различать: речевые и неречевые звуки; гласные и согласные звуки; губные и не губные гласные, глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие согласные и уметь эти фонемы сравнивать между собой. Попробуйте с ребёнком старше 4 лет поиграть в игру «Повторюшка» с теми звуками, которые дошкольник произносит. Пусть он за вами повторяет: та-да, за-са, са-ша, жа-ша, за-жа, ча-тя-ча, са-ца-са, тя-ча-тя, ща-ша-ща, ся-ща, ба-па-ба, га-ка-га, да-та-да, за-са-за, са-ша-са, му-ну-му и т.п.

Фонематический анализ бывает простой: определение наличия звука в слове; позиционный: данный звук стоит в начале, середине, конце слова; количественный: какой по счету в слове данный звук с начала; порядковый: какой звук стоит перед и после заданного, назвать все звуки слова по порядку – один за другим.

Фонематический синтез - это слияние слова из звуков, произнесенных изолированно. Примером сложной операции фонематического анализа и синтеза может быть такое задание: Какое слово получится из первых звуков слов «аист», «фонарь», «тапочки», «азбука», «марка», «арка», «белка», «иглы», «лиса»? Автомобиль (произносим <афтамабил`>). Данные виды упражнений проводятся для предупреждения дисграфии и дислексии.

Также необходимо дать ребёнку понять отличие звука от буквы (с помощью букв мы обозначаем звуки на письме, в русском алфавите 33 буквы). Звуки мы слышим и произносим (говорим), а буквы – видим (читаем) и пишем!

При нормальном развитии ребенок сам усваивает сложную языковую систему. Человек постоянно слышит и видит речь "в естественной среде". Однако в связи с тем, что в последнее время здоровье детей ослаблено, окружающие люди и средства массовой инфоромации не дают правильного речевого образца, ребенок зачастую к 7 годам без внешней помощи не овладевает фонетико-фонематическими нормами родного языка. В таком случае неоценимую помощь малышу оказывают логопеды, воспитатели и родители.

Татьяна Марковна Марголина, учитель-логопед высшей категории

 

 

Добавить в закладки

Похожие статьи

Анна Сомова
21.11.2017
Биохимическая сахарная зависимость
Анна Сомова
17.11.2017
Глюкоза для мозга
Анна Сомова
17.11.2017
Сахар. Вредно или нет?
Анна Сомова
07.11.2017
Питание для красивых волос
Анна Сомова
31.10.2017
Вода. Сколько, как и какую
Вера Владимировна
22.10.2017
Зачем нужны курсы подготовки к родам?
Администратор
18.10.2017
Клуб успешных мам стартует!
Андрей
04.10.2017
Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
Вера Владимировна
29.09.2017
Предвестники родов
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.