Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
правильно ли говорит мой ребенок?

Правильно ли говорит мой ребенок?

Правильно ли говорит мой ребенок?

Детская речь, особенно в первые годы жизни, развивается стремительно. Звуки и буквы, гласные и согласные... Когда и как произносить? Как помочь? Подробнее о том, на что в речевом развитии ребенка родителям стоит обратить внимание, расскажет опытный учитель-логопед высшей категории Татьяна Марковна Марголина.

Мы все живём в мире звуков. Звуки бывают разные, говоря профессиональным языком: неречевые (природные, механические, электронные) и речевые (фонемы; детям мы говорим, что это звуки, так проще). Фонемы во всех языках делятся на гласные и согласные. В русском языке 42 фонемы из которых только 6 гласных и они сильно отличаются друг от друга.  Сначала определимся с гласными:

Когда произносим <а>, нижняя челюсть сдвинута вниз – рот максимально открыт: «…Булки просит бегемот».

Ротик становится овальный как "баранка" при произнесении фонемы <о>. Губы напряжены и округлены.

Губы как «хобот у слона» вытянуты вперед, когда говорим <у>. Губы сильно напряжены, округлены.

Сделать хорошую улыбку как у «лягушки» не так просто. При произнесении <и> губы сильно напряжены, вытянуты.

Улыбка поменьше и получится «задумчивое» <э>. Губы напряжены и вытянуты.

Гласный <ы> самый  «настойчивый». Язык при этом самый «твердый». 

В ходе нормального развития ребенок к двум годам правильно произносит все гласные. В 4 года выделяет гласные звуки среди согласных (умеет различать 2 группы звуков). К 5 годам умеет их выделять на слух (под ударением), к 6 годам определять где стоит в слове (в начале, середине, конце, к 7  – определять какой звук по счету.  

Например, в 4-5 лет: - Какой гласный слышим под ударением в слове «обувь»? - <о>;

в 5-6 лет: - Где находится <o> в слове «автобус»? - <о> стоит в середине;

в 6-7 лет: - Какой по счету звук <o> в слове «автобус»? - в слове «автобус» <о> четвертый с начала.  

Обратите внимание на то, что звук <о> мы говорим и слышим только под ударением, в безударном положении произносим <а>, например, слово «молоко» звучит как <малако>. Не переживайте, потом на письме ребёнок будет выбирать БУКВУ по правилам, до 7 лет лучше заниматься со ЗВУКАМИ и стараться подбирать  слова так, чтобы их написание соответствовало звучанию.

Тогда впоследствии на письме ребенок не будет пропускать гласные буквы, школьнику будет легче найти безударные гласные и правильно подобрать проверочное слова. Это очень важная работа для профилактики дисграфии  и дислексии на почве несформированного языкового анализа и синтеза и дизорфографии. 

В русском языке 36 согласных звуков. Их можно разделить по разным признакам.

Не торопите Вашего ребенка! Пусть он лучше самостоятельно освоит фонетическую (произношение) систему языка в соответствии с возрастом (см. схему №3), чем с внешней помощью начнет произносить сложные звуки раньше.

Если Вы или Ваш ребенок произносите звуки не правильно, то есть искаженно (язык между зубов; надуваются щеки; вибрируют губы, щеки или боковые края языка; при произнесении <р> работает не кончик языка, а задний маленький язычок, как во французском языке), то чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем эффективнее будет коррекционная работа. В случае, если ребенок заменяет одни звуки другими, также необходимо получить консультацию логопеда.

Важно отметить, что залог правильной устной и письменной речи не только в правильном произнесении 42 звуков русского языка, но и в умении различать (дифференцировать), сравнивать (сопоставлять) и анализировать фонемы, то есть производить фонематический анализ и синтез.

Для дифференциации важно уметь на слух, по произнесению и по представлению различать: речевые и неречевые звуки; гласные и согласные звуки; губные и не губные гласные, глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие согласные и уметь эти фонемы сравнивать между собой. Попробуйте с ребёнком старше 4 лет поиграть в игру «Повторюшка» с теми звуками, которые дошкольник произносит. Пусть он за вами повторяет: та-да, за-са, са-ша, жа-ша, за-жа, ча-тя-ча, са-ца-са, тя-ча-тя, ща-ша-ща, ся-ща, ба-па-ба, га-ка-га, да-та-да, за-са-за, са-ша-са, му-ну-му и т.п.

Фонематический анализ бывает простой: определение наличия звука в слове; позиционный: данный звук стоит в начале, середине, конце слова; количественный: какой по счету в слове данный звук с начала; порядковый: какой звук стоит перед и после заданного, назвать все звуки слова по порядку – один за другим.

Фонематический синтез - это слияние слова из звуков, произнесенных изолированно. Примером сложной операции фонематического анализа и синтеза может быть такое задание: Какое слово получится из первых звуков слов «аист», «фонарь», «тапочки», «азбука», «марка», «арка», «белка», «иглы», «лиса»? Автомобиль (произносим <афтамабил`>). Данные виды упражнений проводятся для предупреждения дисграфии и дислексии.

Также необходимо дать ребёнку понять отличие звука от буквы (с помощью букв мы обозначаем звуки на письме, в русском алфавите 33 буквы). Звуки мы слышим и произносим (говорим), а буквы – видим (читаем) и пишем!

При нормальном развитии ребенок сам усваивает сложную языковую систему. Человек постоянно слышит и видит речь "в естественной среде". Однако в связи с тем, что в последнее время здоровье детей ослаблено, окружающие люди и средства массовой инфоромации не дают правильного речевого образца, ребенок зачастую к 7 годам без внешней помощи не овладевает фонетико-фонематическими нормами родного языка. В таком случае неоценимую помощь малышу оказывают логопеды, воспитатели и родители.

Татьяна Марковна Марголина, учитель-логопед высшей категории

 

 

Добавить в закладки

Похожие статьи

Андрей
04.10.2017
Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
Вера Владимировна
29.09.2017
Предвестники родов
Вера Владимировна
26.09.2017
Адаптация к материнству
Андрей
14.09.2017
ДРОБНОЕ ПИТАНИЕ – КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Модератор
13.09.2017
Волшебный праздник День Рождения
Вера Владимировна
09.09.2017
Подготовка к родам и материнству.
Модератор
07.09.2017
Ребенка обижают в школе: что делать родителям
Администратор
02.09.2017
Конкурс завершен! Поздравляем победителей!
Администратор
22.08.2017
Тайм-менеджмент для молодой мамы: как правильно расставить приоритеты и успеть все
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.