Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
роль взрослых в развитии речи малыша

Роль взрослых в развитии речи малыша

Роль взрослых в развитии речи малыша

Огромную роль в развитии речи малыша играют родители или те, кто воспитывает малыша. С момента рождения малыш учится узнавать окружающий его мир. И свои первые впечатления и эмоциональный контакт ребенок получает от матери. Отношения между ребенком и родителями и эмоциональный контакт между ними являются естественными для малыша. Они важны для ощущения ребенком надежности и защищенности. А это – необходимое условие для нормального восприятия мира ребенком и изучения отношений между людьми.

С появлением в семье малыша, родители интуитивно начинают подстраивать свое поведение и речь под ребенка. Можно выделить типичные формы поведения родителей в момент общения с малышом:

  • родители занимают удобное положение рядом с малышом, чтобы он мог лучше видеть лицо, глаза, мимику, жесты, мог дотянуться до лица и потрогать его руками
  • пытаются привлечь внимание ребенка и поймать его взгляд
  • улыбаются ребенку и сразу же отвечают на улыбку малыша
  • разговаривают с ребенком, произносят разные звуки (агу, да-да-да, ба-ба и другие)
  • слушают звуки ребенка и повторяют их
  • меняют интонацию и выражение лица в зависимости от состояния малыша (если малыш спокоен и доволен – с ним разговаривают радостно; если ребенок беспокоен, плачет – с ним разговаривают тише, успокаивающим тоном; если ребенок голоден – интонация другая)
  • когда разговаривают с ребенком, останавливаются и делают паузы, как бы давая ребенку время на осмысление и ответ
  • берут ребенка на руки, качают его, поднимают, поют ему песенки, танцуют и внимательно наблюдают за реакцией ребенка и меняют свои действия, если малышу некомфортно

Такие простые действия родителей помогают малышу понять отношения между ними и помогают ему показать родителям свое состояние, потребности и в дальнейшем желания.

Как родители разговаривают с малышом?

С появлением малыша в вашей семье можно услышать два вида речи: первый – когда вы разговариваете между собой; второй – это речь с ребенком, направленная на ребенка. Вы никогда не задумываетесь о том, как вам разговаривать с членами своей семьи и как разговаривать с малышом. Это происходит автоматически. Как только вы видите малыша, вы сразу же меняете интонацию, говорите более высоким тоном, ласково, простыми предложениями, часто повторяете одни и те же слова, называя части тела ребенка, предметы и игрушки, которые его окружают, намеренно выделяете слова, делаете паузы в речи. Вы подстраиваете свою речь под ребенка и выражаете не только действиями, но и словами свои чувства к ребенку, улыбаетесь, говорите то тихо, то громко, медленнее или быстрее, останавливаетесь и прислушиваетесь к тем звукам, которые начинает произносить ребенок, и повторяете их за ребенком.

Такая речь, направленная на ребенка, называется «материнский язык». Таким языком говорят все родители и взрослые, которые окружают малыша. Все эти «подстройки» помогают малышу усваивать родной язык и произнести долгожданные первые осмысленные слова.

Когда ребенок произносит первые слова и более осмысленно смотрит на окружающие предметы (это происходит, когда малыш достигает годовалого возраста), речь взрослых, направленная на ребенка, приобретает другие признаки. Родители начинают комментировать все, что делает ребенок. До года родители, в основном, говорили о самом ребенке, о чувствах к нему. Сейчас они озвучивают все действия малыша: «Ты взял мишку. Мишка упал. Бах – упал. И т. п.», называют все предметы и действия, на которые указывает ребенок.

В период раннего детства родители являются основными проводниками между ребенком и окружающим миром. Родители знакомят ребенка с первыми впечатлениями об окружающей обстановке и с родным языком. Все это происходит в повседневной жизни, когда ребенок ест, когда вы одеваете малыша, идете на прогулку, когда умываете или купаете малыша, когда играете с ним или читаете книжки. Вы привлекаете внимание малыша к предметам, подносите к ребенку предметы, даете ему и называете их; подносите ребенка к тому предмету, который он не может достать, показываете и рассказываете об этом предмете. Эти действия имеют смысл для ребенка, он участвует в общении и обучается родному языку.

Жесты и мимика в общении с малышом

Многие родители в общении с малышом активно используют жесты и мимику, чтобы лучше донести до ребенка смысл слова или понятия и показать ему, каким образом малыш может выразить свои желания и потребности, еще до того, как он научится говорить. Когда родители говорят о большом предмете, вместе со словом «большой» они разводят руки в стороны, делают яркой мимику: расширяют глаза, поднимают брови, произносят звуки «О–о», «Какой большой». Говоря о маленьком предмете или игрушке, они указательным и большим пальцем показывают «маленький», мимика и интонация, которой они показывают «маленький», меняются.

Очень активно используют указательный жест, чтобы привлечь внимание малыша к предмету и быть уверенным, что малыш усвоит именно то слово, которое обозначает этот предмет. Малыши очень внимательно слушают и смотрят, как это показывают родители, и вскоре вы можете увидеть, как похоже малыш использует ваши жесты при общении. Часто родители говорят о том, что малыш использует жесты и мимику, очень похожие на жесты папы или мамы.

Существует мнение, что ребенку нельзя показывать много жестов, потому что он не скоро начнет говорить.

Это не совсем верно. Жесты, мимика и интонация для малыша, который осваивает родной язык, являются основным средством общения с родителями. Ребенок может показать вам свои чувства, потребности, желания. У малыша, а не только у взрослых, появляется возможность и средства, чтобы влиять на окружающих для удовлетворения своих потребностей. Ребенок может отказаться от чего-либо не только плачем, но и другими способами. Он может отвернуться от нежелаемого предмета, покачать головой в знак несогласия, сделать жест рукой «не хочу!», закрыть глаза.

Когда ребенок начнет произносить больше слов (не одно или два), он начнет понимать, что его быстрее поймут и выполнят его просьбу, когда он скажет это словами. С увеличением количества слов и произнесением простых предложений, малыш будет меньше и меньше использовать жесты в общении со взрослыми.

(выдержка из книги В. П. Балобановой, О. С. Жуковой «Ребенок учится говорить»)


http://www.logopedprofi.ru/articles/item/74-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%85-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0

Добавить в закладки

Похожие статьи

Анна Сомова
24.01.2018
Ребенок не ест. Что делать?
Анна Сомова
24.01.2018
Про детское ожирение
Анна Сомова
28.12.2017
Мясная промышленность для детей
Анна Сомова
12.12.2017
Мой ребенок плохо ест
Анна Сомова
06.12.2017
Питание в детском саду и рацион дошкольника
Анна Сомова
21.11.2017
Биохимическая сахарная зависимость
Анна Сомова
17.11.2017
Глюкоза для мозга
Анна Сомова
17.11.2017
Сахар. Вредно или нет?
Анна Сомова
07.11.2017
Питание для красивых волос
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.