Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
адаптация к саду – дело серьезное

Адаптация к саду – дело серьезное

Адаптация к саду – дело серьезноеИменно к началу нового учебного года родители чаще всего решаются отдать ребенка в детский сад. О том, как помочь ребенку наиболее безболезненно перенести изменения его жизни, мы выясняли у сотрудников ивановских детских садов, специалистов управления образования и у врачей.

Психотерапевт для родителей

Итак, первое, на что обратили внимание практически все специалисты, - это огромное влияние психического состояния родителей на адаптацию малыша. Дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу. Поэтому на первом родительском собрании в детском саду № 56 старший воспитатель высшей категории Светлана Максимова задает вопрос: «А готовы ли вы отдать ребенка в детский сад?». Для того, чтобы родитель определился с ответом, она рисует на доске схему. В одной графе минусы посещения ребенком детского сада: это стресс, болезни, дискомфорт и прочее. В другой графе записывает плюсы. Это социальная адаптация, развитие (в садике с детишками занимаются профессионалы), умение находить общий язык со сверстниками. Так или иначе, в результате получается, что минусов примерно столько же, сколько и плюсов. «Но эти минусы в разы перекрываются плюсами», - добавляет Светлана Николаевна. В первую очередь потому, что все отрицательные моменты носят временный характер, а положительные - остаются на всю жизнь, формируют не только стрессоустойчивость ребенка, но и способствуют его всестороннему развитию. В общем, для успешного прохождения периода адаптации, родитель должен пребывать в состоянии спокойной уверенности в том, что сад - вещь нужная, необходимая и, безусловно, полезная для ребенка. Тогда это чувство передастся малышу.

В сад! Нет, сначала к врачу.

Итак, допустим, что решение принято. Теперь о самом главном, о чем говорят не только врачи, но и психологи и педагоги. Ребенок, который идет в сад, должен быть здоров. Соответствующее медицинское заключение потребуется предъявить при приеме в сад. Обо всех индивидуальных противопоказаниях лучше расспросить своего лечащего врача. Но элементарные вещи можно сделать и самостоятельно. «Чтобы помочь своему ребенку, родители должны уже за несколько месяцев наладить рацион питания, сделать его разнообразным», - говорит врач-педиатр педиатрического отделения детской областной больницы Светлана Левенец. Очень эффективный способ обезопасить иммунитет ребенка - витаминотерапия. Чтобы защитить малыша от инфекций перед посещением дошкольного учреждения, можно смазать нос оксолиновой мазью. Это один из самых простейших профилактических препаратов. Виферон, деринат, ИРС 19 так же прекрасно помогают. В принципе профилактических медикаментов очень много. Бывает, что врачи назначают не только наружные препараты, но и таблетки. По словам Светланы Левенец, в ряде случаев, чтобы обезопасить здоровье ребенка в период адаптации к детскому саду, медики рекомендуют принимать арбидол или анаферон.

Почему ребенок начинает болеть в саду? Самое распространенное мнение - присутствие инородных бактерий и контакты с большим количеством детей. На фоне еще несформировавшегося иммунитета инфекции развиваются особенно быстро. Впрочем, есть и другое мнение. Коренной перелом в образе жизни ребенка, чем, по сути, и является визит в сад, - сильнейший стресс. Исследователи считают, что даже для взрослого населения стресс в 80% случаев является главной причиной многих болезней, включая сердечно-сосудистые заболевания, рак, эндокринные заболевания и нарушения обмена веществ, кожные болезни и даже инфекции. Начальник дошкольного отдела управления образования Наталья Ниткина подчеркивает, что если бы вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты б вас ошеломили. Они были бы просто идентичны. Вполне вероятно, что частые болезни ребенка - не что иное, как реакция на стрессовую ситуацию.

И мы, конечно, хотим максимально смягчить удар для своих детей.

Что надо сделать?

 Об этом я подробно расспросила начальника дошкольного отдела управления образования Наталью Ниткину, специалистов детского садика №56: педагога - психолога высшей категории Галину Жаворонкову и старшего воспитателя высшей категории Светлану Максимову.

Основываясь на многолетнем опыте, они считают, что стрессовую ситуацию для ребенка создает ряд причин, исправить которые родители могут самостоятельно.

Прежде всего - это отсутствие элементарных бытовых навыков.

Так, многие пришедшие в садик дети, понятия не имеют о том, что такое твердая пища. «Были случаи, когда дети, пришедшие в сад в четырех-пятилетнем возрасте, не умели пережевывать еду», - рассказывает Галина Жаворонкова. «Многие малыши даже не знают, что такое запеканка и каша, поскольку дома им приходилось есть в основном готовое детское питание из различных баночек», - продолжает Светлана Максимова. Задача родителей - максимально приблизить режим дня и рацион питания к стандартам детского сада. Ребенок должен пить из чашки, а не из бутылки. Он должен быть приучен к горшку и должен спать один в своей кроватке. Кроме очевидных фактов, сотрудники детских садов советуют заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.

Второе - ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание. «Часто родители говорят малышу: «Ну ничего, в детском саду тебя научат...» Между тем, сад - не «исправительно-трудовая колония». Ребенок должен идти в сад с радостью и гордостью. Успех во многом зависит от родителей» - уверена Светлана Максимова. Поэтому надо заранее стараться настроить малыша к его поступлению в детсад, чаще говорить ему о том, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

И третье. Важно учитывать и психологические особенности ребенка. Он думает, что каждый раз, когда мама или папа оставляют чадо в саду, малыш не может осознать, что его непременно заберут, - он думает, что его оставляют навсегда. Поэтому, ребенок должен знать, куда уходит мама и когда она придет.

Небольшие хитрости

Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня). Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду в парикмахерскую стричь волосы», или «Я иду на работу печатать на компьютере», или «Я иду к тете Лене пить чай»). Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать.

«Чтобы сгладить ситуацию, можно оставить на группе свою сумку», - говорит Галина Жаворонкова. На ребенка присутствие в саду знакомой атрибутики, является залогом того, что за ним точно придут. Можно взять в сад любимую игрушку.

Начальник дошкольного отдела управления образования Наталья Ниткина - профессиональный детский психолог, проработавшая по специальности больше 20 лет, говорит, что один из прекрасных приемов адаптации, который применяют многие детские сады - создание индивидуальных детских уголков, где хранятся родные вещи (альбом с семейными фотографиями, любимые игрушки, принесенные из дома и прочее). Если такового нет, можно просто взять с собой фотоальбом.

Огромная работа по адаптации ребенка проводится непосредственно педагогами, психологами и медиками каждого детского сада города Иванова. Все эти моменты входят в специальный план работы каждого воспитателя. Разрабатываются целые программы, где учитываются индивидуальные особенности характера и семейного воспитания каждого малыша. «Очень много зависит от темперамента ребенка, - говорит Галина Жаворонкова - Например, если ребенок застенчивый, то педагог создает ситуацию успеха: часто хвалит и поощряет». Помогают совместные подвижные игры, рисование и лепка, кукольный театр, игра с водой и песком. Наталья Ниткина уверена, что практически все дети при грамотном подходе педагогов и родителей привыкают к садику. «Правда, часто родители имеют собственное представление об адаптации и активно вмешиваются в педагогический процесс. К сожалению, это только мешает», - добавляет она.

Что значит «несадовый ребенок»

Информацию о том, как каждый ребенок привыкает к детскому саду, заносится в специальную карту. Там три графы: если малыш освоился до 20 дней - это благоприятная адаптация, до 45 - условно-благоприятная, 75 и более дней - неблагоприятная. Все данные передаются в управление образования города Иванова, там сводятся и анализируются, в соответствии с результатами разрабатываются необходимые методические рекомендации. По всем показателям детей, которые привыкают к саду больше трех месяцев, крайне мало. В саду №56 говорят, что, как правило, это один ребенок в год из всего сада. В среднем цифры по городу примерно те же.

А вот Наталья Альбертовна уверена, что за все время работы столкнулась только с одним случаем, когда адаптация действительно проходила трудно. Мальчик был поздним ребенком в семье, был обласкан, к саду привыкал тяжело, а порой был просто неуправляем. «Временами он заставал врасплох. Однажды окрикнул меня в коридоре:

  • - А вы кем здесь работаете?
  • - Психологом, - ответила я.
  • - А что лечат психологи?

Я растерялась:

  • - Наверное, душу
  • - Ну, погодите, мы вам нервы еще попортим.

 «В результате он все-таки адаптировался, и это был гениальный ребенок»,- вспоминает педагог - психолог. Так что, если все-таки, процесс адаптации идет не так хорошо, как хотелось бы, не стоит расстраиваться.

Автор материала Светлана Григорьева, газета «Рабочий край»


Комментарии:

Комментариев пока нет.


    Для того, чтобы комментировать статьи необходимо зарегистрироваться!

    Добавить в закладки

    Похожие статьи

    Анна Сомова
    21.11.2017
    Биохимическая сахарная зависимость
    Анна Сомова
    17.11.2017
    Глюкоза для мозга
    Анна Сомова
    17.11.2017
    Сахар. Вредно или нет?
    Анна Сомова
    07.11.2017
    Питание для красивых волос
    Анна Сомова
    31.10.2017
    Вода. Сколько, как и какую
    Вера Владимировна
    22.10.2017
    Зачем нужны курсы подготовки к родам?
    Администратор
    18.10.2017
    Клуб успешных мам стартует!
    Андрей
    04.10.2017
    Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
    Вера Владимировна
    29.09.2017
    Предвестники родов
    Комментарии
    Отправить
    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.