Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
школьные традиции : куда исчез энтузиазм?

Школьные традиции : куда исчез энтузиазм?

Недавно я впервые почувствовала пропасть между поколениями, то самое пресловутое «отцы и дети». На одном из частных занятий по английскому языку я предложила восьмиклассникам задание – организовать вечеринку в честь окончания учебного года. 

План был простой: составить список гостей, выбрать место и время праздника, решить вопрос с едой и напитками, обдумать формат – чаепитие, дискотека или конкурсы. 

Никогда не могла представить, что это задание вызовет сложность: мне казалось, что вечеринки – один из любимых способов времяпрепровождения подростков. Но все оказалось не так просто. Ученики тушевались, нервничали и буквально по каждому пункту не знали, что предложить.

– Подождите, – чтобы прояснить ситуацию, я перешла с английского на русский, – а у вас был опыт проведения праздников в классе?

– Пару раз, – ответили дети. – Но получалось так скучно, что ни у кого не возникало желания повторить.

Мне стало любопытно, действительно ли так обыденно обстоят дела с внеурочной жизнью в современных школах, и я поспрашивала знакомых родителей, существуют ли у их детей традиции класса и какие отношения складываются между одноклассниками. Выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев отношения ограничиваются перепиской в социальных сетях и звонками насчет домашнего задания. 

Дружный класс – редкость. Во время каникул одноклассники не встречаются, вечеринки а-ля "чаепитие" совсем не популярны. Иногда в конце четверти школьники ходят в кафе или кино, но что-то иное, более камерное, для своего круга не устраивают. Как призналась одна девочка: «Зачем это все, когда лишний раз в школе задерживаться не хочется!»

Школьные годы моего поколения пришлись на постсоветские 90-е, и сейчас, слушая отзывы современных детей, понимаю: мне крупно повезло с классом. Только навскидку могу перечислить, что мы делали вместе:

- четыре раза в год перед каникулами устраивали вечеринки с чаем и дискотекой;

- выезжали на природу 1 сентября и в конце учебного года;

- пару раз в год ставили театральные постановки;

- регулярно ездили в театр;

- летом желающие работали в трудовом лагере;

- во время каникул ездили в экскурсионные поездки в другие города…

И это не говоря о КВНах и календарных праздниках. Мы постоянно находились в процессе подготовки к какому-нибудь мероприятию, так повелось еще с первого класса, когда возникла традиция собираться октябрятской звездочкой у кого-нибудь дома и рисовать стенгазету. Наверное, не в последнюю очередь благодаря этой сплоченности и общим интересам, друзья моего детства – мои друзья и сейчас. Почему же сегодняшним детям, поколению нулевых, все скучно?

Что такое современный школьный класс? Обособленные группки по интересам или сплоченный коллектив, "один за всех и все за одного" или "каждый за себя"? Отбыть положенные часы в стенах учебного заведения, дома полвечера делать уроки, с нетерпением ждать каникул – вот и вся школа?

Однозначных ответов нет. Как обычно, все зависит: от школы, учителей, родителей, от того, смогли ли дружные отношения сложиться в начальной школе или класс несколько раз расформировывался, менялось классное руководство.

Львиная доля успеха в сплочении коллектива, безусловно, принадлежит классному руководителю. Его инициатива, готовность вести разнообразную внеклассную деятельность, позитивное отношение к традициям как важной части школьной жизни, умение почувствовать интересы детей – все это отличительные черты педагога, про которого говорят «нам с учителем повезло». 

Но, к сожалению, сами учителя отмечают, что энтузиасты встречаются все реже. Многие мероприятия проводятся для галочки, в школу приходит все меньше педагогов, которые работают с огоньком и умеют зажечь искру интереса в учениках. Видна и разобщенность самих детей, которые во время перемен предпочитают общаться не друг с другом, а со своими мобильными телефонами.

В такой ситуации родителям не стоит безучастными. На стороне родителей собственный школьный опыт, и они вполне могут протянуть руку помощи учителям и собственным детям, которым предстоит провести в одном коллективе 11 лет. В противовес мнению о том, что школа сама должна заниматься детьми, можно принять посильное участие в сплочении класса и помочь с организацией мероприятий. Во время родительских собраний и домашних разговоров с детьми подсказать идеи для совместной деятельности и поспособствовать тому, чтобы класс становился дружным, а воспоминания о школе оставались самые лучшие. 

Вот лишь часть идей, которые могут перерасти в классные традиции:

- день рождения класса – интересный способ отметить начало нового учебного года и поделиться впечатлениями о летних каникулах;

- пикники и походы;

- театральные постановки;

- спортивные мероприятия, возможно, совместно с родителями;

- церемония вручения наград по итогам года, кто в чем отличился;

- проведение тематических вечеров: День учителя, День матери, День святого Валентина, День книги, День здоровья;

- совместные поездки в театры и музеи;

- подшефная помощь детскому дому, дому престарелых;

- традиционное поздравление каждого ученика с днем рождения;

- литературные вечера;

- ведение классного журнала – архива с фотографиями и историями из жизни учеников;

- праздничные концерты, творческие фестивали;

- фотовыставки.

Плюсы совместной деятельности одноклассников очевидны:

- в неформальной обстановке – во время подготовки к конкурсам, в походе, по дороге в музей, на свежем воздухе дети более раскованны, не связаны расписанием или строгими требованиями к школьной форме. Они обмениваются шутками, с ними неизбежно происходят смешные случаи, в непринужденной атмосфере дети лучше узнают друг друга;

- в процессе подготовки к мероприятиям между собой общаются не только дети из обособленных групп, но и все эти компании между собой. Даже если каждый занят своими обязанностями (кто-то выполняет оформительскую работу, а кто-то репетирует роли) – все объединены главным делом;

- традиции дают возможность почувствовать себя командой, осознать свою нужность и причастность к классу;

- развиваются коммуникативные навыки. К тому же, некоторые дети могут раскрыть свой творческий потенциал и скрытые таланты, которые во время уроков проявить сложно.

- совместный труд сближает, поэтому не стоит торопиться нанимать специалистов, которые проведут генеральную уборку в классе. Субботники и дежурства пойдут на пользу, ведь чем больше разнообразного совместного опыта получат дети, тем больше у них будет общих воспоминаний и тем для разговоров.

Время диктует свои особенности. Дети не стремятся проводить лишние минуты в школе. После положенных 5-6 уроков их ждут родители или няни, готовые сопровождать школьников до дома, потому что одним ходить по улицам опасно. Педагоги, которые болеют душой за свое дело – также на вес золота, и так получается, что традиции постепенно уходят из школы. 

Хотя, может быть, все не так плохо и понятие дружного класса никуда не исчезло? Расскажите, читатели "ИвановоМамы", являются ли одноклассники друзьями ваших детей? Существуют ли у них традиции класса? Или сейчас все и правда заложники виртуальных "Одноклассников"?

Источник
http://letidor.ru/moya-semya/article/shkolnye_traditsii_kuda_ischez_36191/

Добавить в закладки

Похожие статьи

Анна Сомова
21.11.2017
Биохимическая сахарная зависимость
Анна Сомова
17.11.2017
Глюкоза для мозга
Анна Сомова
17.11.2017
Сахар. Вредно или нет?
Анна Сомова
07.11.2017
Питание для красивых волос
Анна Сомова
31.10.2017
Вода. Сколько, как и какую
Вера Владимировна
22.10.2017
Зачем нужны курсы подготовки к родам?
Администратор
18.10.2017
Клуб успешных мам стартует!
Андрей
04.10.2017
Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
Вера Владимировна
29.09.2017
Предвестники родов
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.