Регистрация
Впервые
на ИвановоМама?

Пройдите простую регистрацию
Автор: Администратор
свободное время. как его использовать?

Свободное время. Как его использовать?

Боюсь, что многие школьники старших классов и их родители, взглянув на заголовок, скажут: вторая часть вопроса отпадает, поскольку свободного времени нет и взять его негде.

Действительно, современные школьники—люди загруженные, и рабочий день у них подчас бывает длиннее, чем у взрослых. За последние годы учебная программа существенно изменилась не только по объему материала— она направлена на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер.

Требования к учащимся, несомненно, возросли. Но ведь и дети в современных условиях стали иными—они получают широкую и разнообразную информацию по радио, телевидению, читают газеты, журналы. Это, конечно, очень помогает в учебе.

Но как бы ни были развиты и информированны ребята, без систематической и достаточно напряженной работы над учебным материалом хорошо успевать невозможно. К сожалению, не все школьники это понимают. И, может быть, именно в силу более широкой общей осведомленности иногда начинают думать, что школьную премудрость удастся освоить легко, с ходу, что незачем особенно стараться.

Если при массовых обследованиях, проводившихся 15—20 лет назад, ученики, нерегулярно выполняющие задания, выявлялись, начиная с 4—5-го классов, то обследование больших групп школьников, проведенное в последние годы, показало, что уже в третьем классе около та процентов детей готовят уроки не всегда и не по всем предметам. В последующих классах число таких школьников увеличивается до 25—30 процентов. Правда, в 8—10-х классах, когда большая часть ребят начинает уже сознательнее относиться к учебе, число их снова сокращается, но все равно остается значительным.

Как видим, у многих школьников уже с младших классов формируется привычка заниматься нерегулярно. Преподаватели часто видят такую картину: сидя на уроке. географии, ученик решает (а чаще списывает у товарища) задачи по алгебре, на уроке алгебры просматривает материал по литературе, а на уроке литературы листает учебник физики.

Время как будто сэкономлено. В действительности же оно самым неразумным образом растрачено. Ведь результат этой бурной деятельности в конечном итоге таков: не усвоен, упущен материал по одним предметам (когда присутствовал на уроке, но не слушал), и плохо, поверхностно выполнены задания по другим. Значит, чтобы дома разобраться и усвоить весь учебный материал, прорабатывавшийся в этот день в классе, придется потратить гораздо больше времени. А если такой день не исключение, если их было много, пробелы в знаниях растут, как снежный ком, и раньше или позже становятся неизбежными дополнительные занятия, недосыпание, переутомление.

Когда говоришь обо всем этом с ребятами, они подчас выдвигают такой аргумент: если готовить все уроки, придется сидеть до ночи.

Действительно, многие и сидят допоздна за книгами. Но дело в том, что между этим «сидением» и сосредоточенными занятиями не всегда можно поставить знак равенства. И мешают этому причины, которые можно объединить общим термином—неорганизованность.

Известно, что в разные часы дня уровень работоспособности человека бывает разным. Большинство людей наиболее продуктивно работают в утренние часы. К середине дня происходит некоторый спад работоспособности, примерно к 16 часам—новый ее подъем, а затем после 18 часов—резкое понижение. Не ясно ли, что для учебных занятий надо использовать часы, характеризующиеся высоким уровнем работоспособности? Тогда и результат будет лучше и времени на выполнение заданий уйдет меньше.

 

Нельзя приступать к приготовлению уроков сразу после прихода из школы, нельзя и откладывать работу на вечер. Лучшее время старшеклассникам садиться за уроки—16 часов. А до этого надо пообедать, немного погулять, помочь родителям в домашних делах.

Тем, кто учится во вторую смену, лучше всего готовить уроки с 8.30—9 часов. Тогда останется время на обед и отдых перед занятиями в школе.

Многие школьники, начиная заниматься, включают радио, магнитофон, даже телевизор. Как бы ни старались они убедить самих себя и родителей, что это не мешает, поверьте, работа в таких условиях менее продуктивна. Особенно отвлекают радио и телевизор: волей-неволей дети прислушиваются к тому, что говорят, поглядывают на экран.

Есть ребята, которые при первом же затруднении, например, в решении задачи вместо того, чтобы хорошо подумать и разобраться, спешат обратиться за помощью к товарищу—сбегать к нему или позвонить по телефону. Консультация, как правило, не бывает короткой и выливается в продолжительную беседу, отнимающую у обоих много времени.

А взять такое простое дело, как подготовка рабочего места. Мало ли драгоценных минут уходит на поиски запропастившейся куда-то линейки, тетрадки, нужной книги?

Неумение работать, буквально пожирая время школьников, не дает им возможности отдыхать. Как показало изучение режима дня ребят, примерно половина из них бывает на воздухе лишь по дороге в школу, в магазин. Но и у остальных прогулки весьма ограниченны—у восьмиклассников в среднем около часа, у десятиклассников и того меньше—'40 минут.

Значительно больше, до 2-—3 часов в день, уделяется чтению и просмотру телепередач. Против чтения трудно возразить. Телепередачи, конечно, тоже приносят какие-то знания, доставляют удовольствие. Но, на наш взгляд, они дают меньше, чей общение с живой природой, людьми, книгой. Кроме того, долгое сидение у телеэкрана повышает и без того немалую нагрузку на зрение, продлевает статическое напряжение мышечной системы.

Мы не хотим сказать, что на телевизор надо наложить запрет. Но смотреть передачи советуем не чаще чем два-три раза в неделю, заранее знакомясь с программой и отбирая наиболее интересное.

Печально, что от класса к классу уменьшается число школьников, занимающихся спортом, музыкой, посещающих различные кружки. Среди десятиклассников московских школ лишь около 8 процентов занимаются спортом, 10 процентов— музыкой и всего 6 процентов— в различных кружках.

Объяснение, казалось бы, напрашивается само собой—некогда! Но почему же тогда в Эстонии 25—30 процентов десятиклассников находят время для подобных занятий? Ведь программа везде одинакова, и успеваемость там не ниже.

Дело, видимо, в хорошей организации учебного процесса, во внимании, уделяемом внеклассной работе среди старшеклассников. Есть, наверное, и другие причины, но для нас сейчас важен факт: можно, значит, и найти свободное время и посвятить его интересным, увлекательным делам!

Между прочим, многие ребята, которые охотно жалуются на перегрузку, подчас не могут вспомнить, куда у них ушел день, чем они были заняты. Таким плохим ценителям времени можно посоветовать хотя бы в течение нескольких дней провести хронометраж с часами в руках: проследить и записать, чем занимался с утра (как только встал) и до вечера (пока лег спать). Так легче будет обнаружить «утечку» времени, дисциплинировать себя.

Давно установлена зависимость между работоспособностью и организацией отдыха. Доказано и то, что лучший отдых—это переключение с одного вида деятельности на другой, чередование физического и умственного труда. Мы советуем школьникам учесть это!

Обязательно надо заниматься физкультурой, подвижными спортивными играми на-свежем воздухе. Неплохо в свободный час физически поработать дома. Не только девочки, но и мальчики (драят же палубу матросы!) могут вымыть полы, окна, потрудиться на огороде, а иногда и повозиться у плиты, приготовить что-нибудь вкусное. Разве правильно, что 15—17-летние ребята в лучшем случае могут разогреть обед, приготовленный мамой?

Хорошим переключением становятся и занятия по интересам—в области ли искусства, литературы, техники, прикладного творчества—всего не перечтешь! И это, конечно, не просто переключение, отдых, но и один из путей гармонического развития, одна из возможностей стать интересным, содержательным человеком. Именно в школьные годы, когда память еще так цепка, впечатления так ярки, возможности развития безграничны. И надо работать над собой, дорожа временем, не растрачивая его впустую!

Опрос большой группы старшеклассников показал, что ребята, которые соблюдают правильный режим и занимаются сосредоточенно, затрачивают на приготовление Домашних заданий в среднем три часа в день. Так что свободное время у них остается. Где они его берут, вам уже ясно. Регулярное выполнение домашних заданий и умение организовать свой труд—главные резервы времени школьника, его главная возможность избавиться от .тягостного цейтнота.

Ребята наверняка скажут, что уже сто раз слышали об этом. Но хоть раз они пробовали по-настоящему взяться за выполнение этих простых правил? Если возьмутся—убедятся в их магической силе.

Автор: Ц. Л. УСИЩЕВА, журнал "Здоровье"

uti-puti.com.ua
Добавить в закладки

Похожие статьи

Анна Сомова
21.11.2017
Биохимическая сахарная зависимость
Анна Сомова
17.11.2017
Глюкоза для мозга
Анна Сомова
17.11.2017
Сахар. Вредно или нет?
Анна Сомова
07.11.2017
Питание для красивых волос
Анна Сомова
31.10.2017
Вода. Сколько, как и какую
Вера Владимировна
22.10.2017
Зачем нужны курсы подготовки к родам?
Администратор
18.10.2017
Клуб успешных мам стартует!
Андрей
04.10.2017
Частота и продолжительность тренировок для мам после родов
Вера Владимировна
29.09.2017
Предвестники родов
Комментарии
Отправить
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.